Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 94

1741 г. февраля 11. — Из доношения русского консула в Персии С. З. Арапова в Коллегию иностранных дел о конфискации персидскими властями товаров у астраханских татар и индийцев

(л. 98) № 14. В доношений консула Семена Арапова из Гиляни от 11 февраля 1741 написано.

Прошедшаго 1740 году в ноябре и декабре месяцах сколько привезено из Астрахани подданных персицких купцов — армян, бусурман, индейцов — сукон кармазинных и корновых и других, — все взяты на шахово величество, а цены не положено, и денег доныне не отдано. А браны сукны в великом изнурении не точию сколько привезено, сверх того еще от армян и индейцов спрашивали сукон с великим [186] принуждением и побоями, отчего купцы немалую обиду понесли, и многие принуждены, оставя свой торг, в домы ехать. В том числе астраханских татар 10 человек с индейским товаром сюда прибыли от тех индейцов (л. 98 об.) прикащиками и у оных на шаха взято сколько было сукон кармазинных и корновых, також и юфти несколько взято, и ныне деньги за тот товар их не отданы, сверх того им изнуреиие в том товаре. А мне за них старание приложить, что бы сукон и юфти не давать, не можно, по причине той, что индейской товар, а в пашпортах онаго товару не написано; намерены их персияны жестоко бить за то, спрашивают еще сукон и юфти, чего не бывало. Я к здешнему командиру посылал с тем объявлением, хотя астраханские татары от индейцов с товаром их прибыли сюда, прошу им учинить добродетель. Оной сказал, как у протчих подданых (л. 99) персицких армян, индейцов товар берем, так и у них. К тому же я сказал, — у оных татар еще спрашивают юфти и хотят их бить, сколько было оной юфти взято, а еще нет, прошу их от побой и протчих утеснений свободить, понеже оные подданные е. и. в. астраханские татара. Оной сказал, — я де до российских чем касаюсь ли, а что с индейским товаром кто прибыл, мне должно на них спрашивать. Однако ж, для прозьбы моей, их не бил и более на них юфти не спрашивал. Того ради всепокорнейше Государственной коллегии иностранных дел прошу повелеть астраханскому командиру с индейским товаром астраханских (л. 99 об.) татар в Персию не отпускать. Ежели бы для моей прозьбы не отменил здешной командир, на базаре бы их, татар, из той юфти немилостиво били, понеже не точию иных здешних купцов, но и знатных жулфинских купцов не одного жестоко били. А что российским купцам и татарам, которые приехали с своими товары, никаких изнурений им не было, тот точию прибыток от товаров немалой получили. Об оном я в такой же силе астраханскому губернатору его сиятельству князю Михайлу Михайловичю Голицыну сего ж числа покорнейшим письмом моим объявлял.

Р. S. Вышеупомянутой тавар: сукна и юфти, что взяты на шаха у астраханских (л. 100) татар, индейской, а не их, и на них тем индейцам, чей тавар, что взят на шаха, взыскать не можно, понеже и у протчих индейцов и армян брать.

О вышеписанном всем резиденту господину Калушкину объявлю.

Под текстом: Получено апреля в 24 день 1741-го.

АВПР, ф, Коллегия иностранных дел, Сношения России с Персией, 1741 г., д. 11. лл. 98-100. Копия.