Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 266

1802 г. января 31. — Письмо президента Академии наук А. Л. Николаи статс-секретарю Д. П. Трощинскому о невозможности присуждения Г. С. Лебедеву звания профессора восточных языков без именного указа императора

Милостивый государь Дмитрий Прокопьевич!

На вопрос вашего высокопревосходительства, может ли Академия [507] но правилам своим исполнить от себя высочайшее предназначение и облечь г. Лебедева в звание профессора восточных языков или потребно ей к тому иметь особенный высочайший указ, донести честь имею:

1) Что правило, в подобных случаях во всех ученых обществах и в Академии наук наблюдаемое, состоит в том, чтобы человек, желающий удостоен быть звания профессора, показал опыты знания своего сочинениями и чтобы люди, в том же роде учения упражняющиеся, судя по оным, засвидетельствовали о его достоинстве. А как при Академии нет никого, кто бы судить мог о знании г. Лебедева, то по сему Академия сама собою, без высочайшего повеления, г. Лебедева звания профессора восточных языков удостоить не может.

2) Хотя прежде сего и был при Академии наук профессор воз точных языков, но регламентом Академии, которым она по сие время управляется, исторической класс уничтожен, и профессора восточных языков не положено, то из сего заключить изволите, что и по сему обстоятельству г. Лебедева без высочайшего повеления в звание профессора облечь я сам собою права не имею.

Наконец, не могу преминуть, чтобы не представить вашему высокопревосходительству, что не только никто из профессоров, но ниже из академиков в вышших науках упражняющихся, не имеет щастия получать жалованья по 1800 рублев в год, и потому определение г. Лебедеву сего оклада и причисление его с оным к Академии может посеять в многих академиках, служивших долгое время с похвалою и сочинениями своими известными з делавшихся в Европе, некоторой род основательного уныния, к отвращению которого лучшаго средства я не обретаю, как просить ваше высокопревосходительство, чтобы благоволили исходатайствовать высочайшее подтверждение сочиненного мною регламента Академии наук, в котором старшим академикам назначенное жалованье до 1800 рублей простирается.

С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть милостивый государь, вашего высокопревосходительства покорнейший слуга б[арон] Николаии

Генваря 31 дня 1802 года.

На л. 15 над текстом: 31 генв[аря] 1802.

ЦГАДА, ф. Дворцовый архив, д. 57916, л. 15-15 об. Подлинник.