Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 180

1764 г. мая 12. — Выписка в Публичной экспедиции Коллегии иностранных дел о торговых караванах, отправленных в 1749-1751 гг. из Оренбурга в Индию

(л. 2) 1751 года генваря от 29 в Коллегию иностранных дел господин действительной тайной советник Иван Иванович Неплюев и господин генерал-майор Тевкелев доносили.

Что в 1749 году отправлен был из Оренбурга на опыт малой караван от тамошняго торговаго татарина Абдула Хаялина, в котором послано товаров по выписной цене на 3000 рублев, и дошол оной до Хивы и до Бухарин, и, тамо благополучно расторговався, с довольною прибылью возвратился, (л. 2 об.) Почему в 1750 году паки караван же отправлен. В оном послано от того ж Абдула Хаялина товаров с его людьми по выписной цене на 5000 рублей и рекомендовано, чтоб оным далее Бухарин до Балха и Водокшана дойти, а буде способ найдут, то б и до индейского города Кабула простирались доехать, каким путем способ найдут, ибо путей, туда лежащих, находится три: первой и прямейшей — чрез Балх; другой — чрез Вадакшан; третей — чрез Кандагар, а разстояния до помянутаго перваго индейскаго города (л. 3) Кабула, по известиям, в Оренбург собраным, не более трех месяцов караваннаго ходу,

Тото ж 1751 года марта от 29 при доношении генерала-майора Тевкелева прислана в Коллегию копия с скаски выехавшаго из Хивы и бывшаго при отправленных в 1750 году в караване татарах Надыре-Саферове и Яфере Абдюкове, сакмарскаго казачьего старшины Кубека Байназарова, которой объявил, (л. 3 об.) что оные татара, побыв в Хиве 20 дней, за малым тамо торгом, переехали оттоль в хивинской же город Урганич, а из оного один из тех татар, называемой Надыр Саферов, с прикащиком вышепомянутаго Абдула Хаялина Якупом, отправленным еще при первом в 1749 году караване, отъехал в Бухарию, куда они, как слышно было, и доехали благополучно. А из Бухарин намерены были ехать и далее в Балх, Вадакшан (л. 4) и в другая тамошния места, куда способ допустит; а другой татарин, Джафар имянуемой, остался в Хиве.

1751 ж года декабря от 19 генерал-майор Тевкелев доносил, что вышепомянутой оренбургской торговой татарин Абдул Хаялин представил в Оренбургскую губернскую канцелярию письмо, полученное им от татар, его прикащиков, в караванах отправленных, Надыра Саферова с товарищи, которым они уведомили его (л. 4 об.), что они из Бухарин выехали в город Андхой, побыв в нем б дней, переехали в город Герат Пирсцкий области, откуда и то письмо послали. И что пред ними за 3 дни между городами Андхоем и Гератом ограбили купецкой караван, бывшей в числе 40 или 50 человек, и хотя грабители оного и им было встретились но за великостию каравана их, состоявшаго в числе 1000 человек, напасть на них не посмели. Те же грабители разбили еще караваны, ехавшие один — в город Мешед, другой и третей — (л. 5) между Гератом и Кандагаром. Почему, хотя многие из бухарцов намерялись из Гарата ехать в Кандагар, но, за опастностию, принуждены возвратиться, а они, Надыр с товарищи, мертвы или живы останутся, ехать, однако ж, и далее намерены.

1752 года апреля от 20 оной же генерал-майор Тевкелев по скаске возвратившегося из Хивы купеческого прикащика татарина Алея Ермякова доносил, (л. 5 об.) что оной про прикащиков Абдула Хаялина, [343] в 1749 и в 1750 году посланных, слышал, что они из Бухарин поехали далее к Индии, а где находятся и живы ль, — о том известия тамо нет Что равномерно и другой купецкой же прикащик татарин же Шерып Бекметев, в 1752 году из Бухарин выехавшей, подтвердил, как о том доносил в Коллегию генерал-майор Тевкелев от 12 дня того года.

А от 22 октября 1752 года генерал-майор Тевкелев доносил еще с возвратившемся (л. 6) в Оренбург из Бухарин татарине Джафере Абдекове, одном из прикащиков Абдула Хаялина, которой о протчих его товарищах объявил, по известиям от бухарцов, ездивших в тамошняя дальняя города, что они были пред тем в городе Кандагаре, в котором от них, бухарцов, и остались.

1754 года февраля от 24 господин действительной тайной советник Иван Иванович Неплюев в Коллегию из Оренбурга доносил, что приехавшей (л. 6 об.) в караване из Хивы ташкенец Азим-ходжа объявил, что он, будучи в Хиве, виделся с одним ходжею, выехавшим из Мекки, которой сказывал ему, что, будучи в Мекке, отправленных из Оренбурга в 1749 и 1750 году для разведывания пути и комериии в Индию татар Якупа Баймурзина да Надыра Саферова в октябре ли в ноябре 1751 года видел он там, которые выехали туда из Индии благополучно, но в Оренбург в помянутом 1754 году возвратиться еще не надеялись.

(л. 7) Притом он, господин действительный тайной советник, приметил, что тем татарам ехать в Мекку весьма было не по пути, ибо излишней езды против настоящаго разстояния не только вдвое, но разве втрое быть может, но они, видно, по своему суеверию, как магометане, нарочно туда заехали.

Такова выписка послана к его сиятельству вице-канцлеру 12 майя 1764 года.

АВПР, ф. Коллегия иностранных дел, Сношения России с Индией, 1764 г., д. 5, лл 2-7. Отпуск.