Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 123

1746 г. сентября 17. — Указ Сената Астраханской губернской канцелярии о порядке взаимоотношений с армянскими, индийскими и другими иностранными купцами, живущими в Астрахани и приезжающими туда для торговли

(л. 171) Указ ея и. в., самодержицы всероссийской, из Правительствующего Сената Астраханской губернской канцелярии.

По указу ея и. в., Правительствующий Сенат, слушав Главного магистрата доношения и мнения и объявленных в том доношении о живущих в Астрахани слобоцких армян и римского исповедания котоликов, и Астраханской губернской канцелярии определения, и на то определение Астраханского же магистрата представления и в Сенате от них же, армян и котоликов и протчих живущих в Астрахани иноземцов поданных прошеней, приказали:

1) Оных армян, також и котоликов, индейцов, бухарян, гилянцов, агрыжанцов и других татар, також греков, грузинцов и протчих иноземцов, которые в Астрахани изстари живут и вечно в подданстве ея и. в. присягали, и имеют дворы, лавки, анбары и заводы, и торговыя промыслы, и рукоделии, и кои впредь в Россию приезжать будут, в астраханское купечество, окроме тех, кои сами пожелают, по силе их Правительствующаго Сената определеней сентября 30-го 1745 да августа 5-го чисел сего 1746 годов, без желания их не записывать, и от ведомства Астраханского магистрата, и от всяких в купечество податей и служеб их уволить, и жить им в Астрахани особыми слободами, и писаться астраханскими мещанами, и вовсем быть им ведомым в Астраханской губернской канцелярии, и торговать, и промыслы иметь им по-прежнему, с платежем с торгов их и промыслов, по силе состоявшихся (л. 171 об.) о том в 1719 июня 6, 720 июля 26, 1725 июля 5, 1728 июня 2, 1731 годов июля 16 чисел указов, пошлин, дабы они от того, ежели им в торгах и промыслах учинить запрещение и отдать в ведомство магистратское, из Астрахани не розъехались и от корешпондентов своих, обретающихся в Азии, с которыми они в произвождении своего купечества кредит имеют и товары от них получают, оной кредит от них оставлен и пресечен не был, тако ж бы и протчия иноземцы, услыша то вновь, выезд свой в Россию не пресекли и от того интересу ущербу не приключилось.

А вместо всяких градских служеб и поборов, от которых ныне увольняются; какою податью их, иноземцов и татар, обложить надлежит, о том господину астраханскому губернатору; действительному [252] камергеру и кавалеру Брылкину росписать их всех на 3 партии по торгам и по промыслам, и положить на них за торги их и промыслы магистратские общие зборы и службы в помощь тамошнему российскому купечеству, по разсмотрению своему, на каждую партию оклад без отягощения, с таким при том осмотрением, дабы и росийскому тамошнему купечеству от того их, армян и котоликов и протчих иноземцов, платежа совершенная помощь и польза быть могла, и представить в Правительствующий Сенат со мнением немедленно. А кои же из них, иноземцов и татар, никаких торгов и промыслов не имеют, а питаютца своими малыми рукоделиями и черною работою, или (л. 172) подаянием милостин, о тех, освидетельствовав, и, ежели подлинно такие явятца, оных с протчими, торгующими и имеющими промыслы вышепомянуты ми в Астрахани живущими иноземцы, в расположение к платежу не класть и ни в какия службы не употреблять, и учинить их от всего свободных. Что же по преждепосланному из Правительствующего Сената во оную Астраханскую губернскую канцелярию в 1736 году указу, между протчим, было повелено: живущим в Астрахани армянам, кои в тамошнее купечество записаться не пожелают, оным розничною продажею торговать запретить, и собственный их лавки и заводы продать астраханскому купечеству, о чем им, как о том в доношении Астраханской губернской канцелярии показано и объявлено; токмо какое с того году оные армяня купечество и торги производили, о том в Сенате известия не имеетца. того ради ныне тем армяном и протчим иноземцам для предписанных выше сего резонов торги свои производить по-прежнему, с платежем с торгов и промыслов их пошлин.

2) Оным же армяном, католиком и индейцом, бухаряном, гилянцом, агрыжанцом и протчим иноземцам, живущим в Астрахани вечно и временно, по представлению Астраханской губернской канцелярии, суд и росправу во всем между собою иметь по-прежнему, как доныне между ими то произходило, и для того всем им учредить один ратгауз и во оной в судьи (л. 172 об.) выбирать самим людей достойных, по своему усмотрению. Буде же из них кому от руских купцов в долгах, торгах и в протчем произходить будут какие обиды, о том им, армяном, католиком и протчим иноземцам бить челом в Астраханском магистрате, а на разночинцов как им, армяном и католиком и протчим иноземцам, так и на них во всем бить челом и судимым им быть в Астраханской губернской канцелярии. Ежели же впредь ис тех иноземцов кто похочет из России выехать в свое отечество, тех, по силе регламента Комерц-колегии и указу 1743 году, со взятьем с капиталов их десятой части отпускать.

3) Оным иноземцам, за незнанием российских прав и обыкновения, в гражданских службах не быть. А о положении на них за то и за протчие, общие с тамошним астраханским гражданством подати и поборы, особливого денежного, в помощь тамошнему купечеству окладу, поступать Астраханской губернской канцелярии по определению Правительствующаго Сената перваго пункта.

4) Во отправлении молитвы и протчаго по их закону и о некрещении их силою, також и желающих, не опытав о причине, быть по прежнему Правительствующаго Сената 1744 году февраля 21 дня определению и по особливо посланному в Астраханскую губернскую канцелярию о том указу.

5) Домы оных армян и римского исповедания католиков и протчих иноземцов, в которых они сами з женами и з детьми жительство иметь будут, тех от постоев уволить, а за постой оных (л. 173) брать с них деньгами по губернаторскому разсмотрению, уравняв з гражданами [253] русскими, по мере каждого двора и огорода земли, и теми деньгами нанимать под постой дворы у кого способные к тому сыщутся, дабы им от того тягости не было. Буде же на дворех тамошних российских купцов того постою, как Астраханской и Главной магистраты представляют, уместить будет невозможно, или хотя и уместятца, да с великою теснотою, в таком случае, для облехчения тамошняго российского купечества, вместо армянских, католицких и протчих иноземцов дворов, в которых они, как выше предписано, сами жительство имеют, а вместо оных нанять для постою у астраханских жителей дворов, [а если их] не сыщется, тогда построить по препорции тех их дворов для содержания постою казармы в приличном месте, по губернаторскому ж раз-смотрению, их коштом, и в те казармы дрова и свечи давать им же, иноземцом, по указом. А земли оным и вновь приезжим иноземцом для селения под дворы отводить слободами по нарядом, где пристойно, а руских в тех слободах не селить.

6) Армян же и католиков, кои имеют в домех своих по одному и до 5 станов с своими детьми или работниками, покупая шелк и бумага пряденую, ткут шелковые и полушелковые пестреди, кумачи, платки и протчее, також и которые в Астрахани ж и Кизляре в своих домах и огородах сеют пшено сорочинское, хлопчатую бумагу, (л. 173 об.) шелковых червей, и для их деревья содержать желают, числить ремесленными при тех же иноземческих слободах под ведомством губернской канцелярии, и от постоев, тако же от гражданских податей и поборов, и от всяких градских служеб, и от ведомства магистратского уволить. А положить на них за тот их промысел, и за разничную товаров их продажу, и что они ни в какие магистратские службы к зборам и к делам, за их иноземчеством, определяемы не будут, по разсмотрению губернаторскому ж, денежные годовые оклады, кроме взятья с товаров их обыкновенных пошлин, как и выше сего в первом пункте определено, и те окладныя деньги збирать с них в Астраханскую губернскую канцелярию и отсылать в тамошней магистрат, против протчих иноземских купцов, по третям года. А когда мастеровые художества свои станами и мастеровыми людьми действительно умножат, тогда об оном разсмотрение и определение учинить Астраханской губернской канцелярии по сношению с Манифактур-колегиею.

7) В Астрахане ж живущих кумык, черкес и других горских татар, кои торгуют лошадьми, скотом, а иные ремеслом, починкою сабель и другим художеством пропитание имеют, а подати никакой с них нет, тех в посад не писать же, и с цеховыми не числить, а причислить их в слободы же к протчим татарам, и положить с ними в подать, по разсмотрению губернаторскому, определенную (л. 174) со всех иноземцов по первому пункту, кроме приезжающих времянно.

8) Что же поданными в Сенат челобитными астраханские армяня и католики объявили, первою — староста Савелий Степанов Астраханского магистрата на президента Федора Кобякова в призыве им армянской слободы выборного Ивана Шеперева в тот магистрат и в держании скована под караулом и в битье плетьми смертно, не объявя никакой вины; второю — армянина Алексея Багдасарова на него ж, Кобякова, что он многократно похваляетца и всех лутчих армян пересечь плетьми нещадно, от которых ево напрасных нападков весьма они, армяня, опасны, о чем де подано от них в Астраханскую губернскую канцелярию прошение, и опасны де они, чтоб им, амряном, от оного Кобякова не притти в наивящее и крайнее разорение и нищету.

По оным и по показанному имеющемуся в Астраханской губернской канцелярии о том же их прошению (буде разсмотрения не было), [254] о всем разсмотреть и, наследовав, решить по указом Астраханской губернской канцелярии обще со определенным от Астраханского магистрата, как Главного магистрата регламент повелевает. А впредь Астраханскому магистрату живущим в Астрахани армяном и католиком, и прочим иноземцом, и татаром обид отнюдь не чинить, и Астраханской губернской канцелярии чинить о том (л. 174 об.) по сему ея и. в. указу. А о том же в Главной магистрат и в Манифактур-коллегию указы из Сената посланы сентября 17 дня 1746 году.

У сего указу ея и. в. печать.

ЦГАДА, ф. Сенат, кн. 943, лл. 171-174 об. Копия.