№ 82

4 августа 1903 г. — Секретное письмо Генерального консула в Бомбее В. О. фон Клемма дипломатическому чиновнику при туркестанском генерал-губернаторе А. А. Половцову 2 по поводу индийца Хаджи Риаз-уд-дин Ахмеда 1, изъявившего желание преподавать в Ташкенте язык хиндустани (урду)

Милостивый Государь Александр Александрович,

Я воспользовался недавней поездкой моей в Бомбей, чтобы вызвать туда для личных переговоров Хаджи Риаз-уд-дин Ахмеда, который проявил желание отправиться в Ташкент в качестве преподавателя языка «индустани» 3, который ныне проживает в г. Порт-Бандаре в Катиаваре. Из личного знакомства с этим туземцем я вынес весьма благоприятное впечатление. Он человек еще не старый, владеет свободно английским языком и знает не только несколько индийских наречий, но и персидский и арабский языки.

Он сказал мне, что его побуждает к поездке в Среднюю Азию желание ознакомиться с русскими вообще и в частности с нашей системою управления азиатскими народами, о которой в Индии распространяется так много превратных сведений. Что касается содержания, то он желал бы иметь столько, чтобы жить более или менее прилично и поддерживать семью, которую он оставит в Индии. В настоящее время он состоит преподавателем в одной высшей школе в Катиаваре, где получает 100 рупий (около 64 рублей) в месяц; если бы в Ташкенте ему дали 100 рублей, то это было бы достаточно с него. Проезд из Индии в Среднюю Азию он просит предоставить ему во втором классе, как на пароходе, так и по железным дорогам.

Я заметил ему, что, быть может, в Ташкенте будет признано желательным, чтобы он проехал не обычным путем через Константинополь и Батум, а каким-нибудь новым, например, через Кветту, Нушки и Сеистан, или через Кабул 4. Он ответил на это, что относительно первого из этих двух направлений (т.е. Кветто-Сеистанского) он слышал такие ужасные отзывы, что положительно отказывается следовать по ним; что же касается пути через Кабул —Мазари-Шериф, то он не прочь избрать его, если ему удастся выхлопотать себе разрешение у афганского резидента в Калькутте на проезд через Афганистан, что он считает в общем возможным.

Коснулись мы с ним также его газеты Аl-Riaz 5, собственником которой он останется и которая, как и ныне, будет редактироваться его братом. Он сказал, что с удовольствием будет посылать в газету эту корреспонденции из Средней Азии для распространения среди индийских мусульман более правильных представлений о России и об отношении русских к азиатским народностям. По моему мнению, это для нас чрезвычайно важное обстоятельство, так как трудно себе [115] даже представить, какие только ложные сведения о нас не распространяются здесь англичанами путем своей и туземной печати. Газета Аl-Riaz явилась бы тогда нашим органом, в котором можно было бы опровергать хоть часть этих гнусных инсинуаций. Если бы это зависело от меня, то я назначил бы даже Хаджи Риаз-уд-дину некоторую субсидию с тем, чтобы помочь ему поставить газету надлежащим образом и всячески способствовать ее распространению в северной Индии и среди туземных офицеров. Много на это во всяком случае не потребуется 6.

Я полагаю, что перед отправлением Хаджи Рияз-уд-дина в Ташкент надо будет заключить с ним здесь формальный контракт, которым он обязался бы прослужить у нас не менее трех лет. В контракте этом следовало бы оговорить, что если он не выдержит этого срока, то не только должен будет сам оплатить обратный свой проезд, но и возместить расходы по поездке его из Индии в Ташкент, в обеспечение чего будет удерживаться ежемесячно некоторая часть его содержания.

Ввиду того, что уроженцу Индии было бы очень тягостно приехать в Россию позднею осенью, а тем более зимою, то было бы весьма желательно, чтобы вопрос о найме Хаджи Рияз-уд-дина был решен как можно скорее, дабы он мог выехать отсюда сколь возможно своевременнее. Поэтому я был бы весьма обязан, если бы по докладе настоящего письма моего г. Туркестанскому генерал-губернатору 7 Ваше Высокородие уведомили меня по телеграфу о резолюции Его Высокопревосходительства.

Сообщая о вышеизложенном в дополнение к письму моему от 14 июля за № 136 и присовокупляя, что дорожные расходы на поездку Хаджи Рияз-уд-дина из Порт-Бандара в Бомбей и обратно, всего в размере 40 рупий, уплочены мною из отпущенных мне г. Туркестанским генерал-губернатором средств, пользуюсь настоящим случаем, чтобы возобновить Вам, Милостивый Государь, уверения в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

АВПРИ, ф. 214 Генеральное консульство в Бомбее, оп. 779, д. 14, л. 12-14 и об. Черновик.


Комментарии

1. Хаджи Риаз-уд-дин Ахмед (1852 г.р.), сын Хаким Мухаммеда Ибрагима из Барейли, Соединенные провинции Ауда и Агры; проживал в г. Порт-Бандар в Катхияваре; работал преподавателем в одной из высших школ Катхиявара; интересовался Россией, симпатизировал ей; являлся владельцем газеты «Аль-Риаз», редактором которой был его младший брат Халил-уд-дин Ахмед. См. также док. № 122.

2. Половцов Александр Александрович, на службе с 1888 г., определен в МИД с 1902 г.; в 1903-1905 гг. — дипломатический чиновник при туркестанском генерал-губернаторе; в 1906- 1907 гг. — Генеральный консул в Бомбее; с октября 1916 г. — товарищ министра иностранных дел; с 1 января 1917 г. — действительный статский советник.

3. По свидетельству В. В. Лосева (см. док. № 139-143, примеч. 1), Хаджи Риаз-уд-дин Ахмед был рекомендован В. О. Клемму редактором местной индийской газеты «Ватан». По свидетельству А. А. Половцова, в начале 1903 г. Хаджи Риаз-уд-дин Ахмед обратился к туркестанскому генерал-губернатору генерал-лейтенанту H. A. Иванову с просьбой принять его на службу в качестве учителя языков персидского и хиндустани (урду). Ввиду нехватки на офицерских курсах восточных языков при штабе ТуркВО преподавателей разговорного языка в Ташкенте заинтересовались ходатайством индийца.

4. Учитывая военно-стратегическое значение дорог, соединявших Индию с территорией России через Персию, Афганистан, Кавказ, русские военные власти хотели так составить маршрут следования индийца, чтобы иметь максимум информации.

5. «Аль-Риаз» — газета на языке урду, выходившая в г. Порт-Бандар, в Катхияваре, один раз в два месяца; владелец газеты интересовался Россией, стремился более объективно отражать внутреннюю и внешнюю политику России. См. док. № 122.

6. Просьбы о субсидировании своей газеты российским правительством были своего рода рефреном в письмах Хаджи Риаз-уд-дин Ахмеда В. О. Клемму.

7. Генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа в это время был Иванов Николай Александрович.