№ 72

9 мая 1902 г. — Донесение Генерального консула в Бомбее В. О. фон Клемма в Первый департамент МИД о приеме, оказанном великому князю Борису Владимировичу индийскими князьями

Во время своего путешествия по Индии Великий князь Борис Владимирович посетил два туземных княжества, Бароду и Капурталу, а также поместье магараджи Майменсингского в восточной Бенгалии. В противоположность сухому, чтобы не сказать более, приему, сделанному высокому гостю в чисто британских владениях, туземные магараджи обнаружили широкое гостеприимство и самую полную любезность.

Магараджа Капуртальский, осведомившись о прибытии Великого князя в Индию, сам поспешил пригласить по телеграфу Его Высочество посетить его владения. Поездку к магарадже Майменсингскому на охоту было сравнительно легко устроить через старшего судью Бомбейского президентства 16, лично с ним знакомого. Труднее всего было добиться доступа к магарадже Гаэквару Бародскому 17, а между тем было очень желательно посетить последнего, как одного из самых крупных и богатых владетельных князей индийских, обладающего значительной коллекцией драгоценных камней, старинного восточного оружия и других интересных предметов. Посещение Бароды было тем желательнее, что попытка устроить поездку Великого князя в Хайдерабад, как значится в предыдущем моем донесении, не увенчалась успехом. Но если англо-индийскому правительству было нежелательно допускать Великого князя к туземным владетелям, то это, несомненно, касалось более всего Гаэквара и магараджи Капуртальского, которые оба на дурном счету у англичан за их независимость и неподатливость английским требованиям. Гаэквар один из немногих индийских князей, которые отказались содержать так называемые вспомогательные войска 18, и о нем сам вице-король отозвался неодобрительно в одной из своих речей. Я слышал также раньше от французского консула и некоторых других лиц, что иностранцам всячески затрудняется доступ к Гаэквару.

Понятно поэтому, что знакомые мне должностные лица в Бомбее поспешили отклонить мою просьбу об устройстве свидания Великого князя с Гаэкваром, ссылаясь на нелюбезность и вообще на странности характера последнего. Случайно, однако, мне удалось найти лицо, которое взялось устроить поездку в Бароду, а именно некоего г. Фрезера, редактора-издателя влиятельного англо-индийского органа «The Times of India». На обеде, данном этим господином Его Высочеству, он свел меня с прибывшими случайно в тот же день в Бомбей английским резидентом в Бароде, полковником Мидом, и воспитателем детей Гаэквара, г. Френчем. Полковник Мид, подобно моим бомбейским друзьям, отклонил от себя устройство поездки, но указал мне на Френча как на лицо, которое, может быть, в состоянии будет помочь мне. Френч совершенно откровенно высказал мне (Это было после обеда (примем. автора)), что посещение Гаэквара Великим князем будет, вероятно, не особенно приятно вице-королю, но что он считает себя слугою Гаэквара и потому не заботится нисколько о мнении и взглядах г. Керзона, и добавил, что он не замедлит известить сейчас же о моем желании Гаэквара, который, наверно, будет очень рад принять Его [100] Высочество. Действительно, на следующий же день получено было приглашение Гаэквара посетить его владения.

Прием, оказанный Великому князю Гаэкваром, превзошел все мои ожидания. По выработанной заранее программе, три дня, проведенные Его Высочеством в Бароде, были сплошь заполнены всякими восточными увеселениями, столь интересными для европейского посетителя. На обеде, данном Гаэкваром в своем дворце в честь Великого князя, гостеприимный хозяин вспомнил, между прочим, о посещении его владений Государем Императором 19 и высказал искреннее сожаление, что тяжкая болезнь лишила его в то время возможности лично принять августейшего гостя.

Даже полковник Мид, очень любезный, хотя и несколько невоспитанный ирландец, решив, вероятно, что «семь бед — один ответ», устроил в честь Великого князя Garden party (Garden Party (англ.) — прием на открытом воздухе (сост.)), на которой присутствовала вся европейская колония в Бароде.

К сожалению, я не имел возможности сопутствовать Великому князю в Капурталу, но из рассказов Его Высочества и лиц его свиты явствует, что магараджа Капуртальский в любезности и предупредительности даже превзошел Гаэквара.

Что касается помещика (земиндара) магараджи Багадура Майменсингского 20, то он устроил для Великого князя в дебрях восточной Бенгалии весьма интересную охоту на тигров, с 60 слонами. Сам магараджа оказался радушнейшим хозяином и делал все возможное, чтобы угодить гостям.

Клемм.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, on. 485, д. 920, л. 79-80 и об. Подлинник.


Комментарии

16. Верховным судьей Бомбейского президентства с 1899 г. был сэр Лоуренс Хью Дженкинс.

17. Гаеквар (титул правителя княжества Барода) Сайеджи Pao III (1863-1939), приемный сын отстраненного в 1875 г. англичанами правителя княжества Барода, правил с 1881 г., независимый по своему характеру, не любил, чтобы вмешивались в дела княжества, поэтому отказывался содержать вспомогательные войска (см. ниже), так как англичане требовали проведения публичной инспекции этих войск, выступал за реформы традиционного индусского общества, против пережитков, к концу жизни стал более консервативным и согласился содержать вспомогательные войска.

18. Под термином «вспомогательные войска», по-видимому, имеются в виду «Imperial Service Troops», формирование которых началось в некоторых княжествах во 2-й половине 80-х годов XIX в. Обучение велось английскими инструкторами. Вооружение предоставлялось англо-индийским правительством. За период с 1890 по 1914 г. они принимали участие во многих пограничных столкновениях, а также в военных действиях в Китае.

19. Наследник престола будущий император Николай II посетил Индию в 1890-1891 гг. См.: Русско-индийские отношения в XIX в. М., 1997, док. № 131-134.

20. В колониальной Индии не существовало четкой грани между мелким княжеством и крупным или средним земельным владением и крупные землевладельцы нередко имели титулы, как упомянутый махараджа Майменсингский. В Бенгалии такое земельное владение (поместье) называлось «заминдари», а его владелец — «заминдар». В данном случае речь идет о такого рода владении (имении).