№ 63

31 декабря 1908 г. — Письмо товарища министра иностранных дел Н. В. Чарыкова 7 военному министру А. Ф. Редигеру 8 с просьбой поддержать предложение не визировать паспорта индийцев, занимающихся ростовщичеством, на въезд в среднеазиатские владения России

Господину военному министру.

Существующее правило о недопущении иностранцев в пределы наших среднеазиатских владений без особого каждый раз на то разрешения не распространяется на подданных сопредельных Среднеазиатских государств и на индусов. Как видно из письма бывшего военного министра генерал-адьютанта Куропаткина к статс-секретарю графу Ламздорфу от 31 января 1903 г., № 56, военное ведомство признало даже желательным разрешить этому разряду иностранцев беспрепятственный въезд в те местности наших среднеазиатских владений, которые прочим иностранцам совершенно не доступны, а именно в Термез, Керки и т.д. Мотивом к этому было выставлено соображение о желательности проникновения этих элементов в наши пределы в интересах развития торговли.

Между тем поступившее от Генерального консула в Бомбее сообщение вновь подтверждает давно известный факт, что весьма многие индусы, направляющиеся в наши среднеазиатские владения, занимаются ростовщичеством как профессией и едут в русские пределы с целью продолжения там своего дела. Появление таких лиц вряд ли для нас желательно. Поэтому ст[атский] сов[етник] бар[он] Гейкинг предлагает, чтобы Генеральное консульство наше в Бомбее отказывало в визе паспортов тех лиц, о которых будет достоверно ему известно, что они [88] ростовщики. В этом случае консульство могло бы руководствоваться ст. 219 Устава о паспортах, на основании которой нашим представителям за границей предоставлено право не визировать паспорта лиц несомненно неблагонадежных 9.

Со своей стороны, Министерство иностранных дел, полагая, что нам надлежит всячески охранять наши среднеазиатские владения от нежелательных элементов, вполне присоединяется к мысли ст[атского] советника] бар[она] Гейкинга. Однако, предварительно снабжения его надлежащими инструкциями по этому вопросу, Министерство имеет честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство не отказать уведомить о заключении Вашем по настоящему предмету. Само собою разумеется, что в случае осуществления озн[аченной] меры уже живущие ныне в пределах среднеазиатских владений не должны были бы подвергаться действию предположенной меры и могли бы по-прежнему пребывать в тех областях.

За товарища министра:
За директора:

На первом листе документа на полях написано: «Индусы, — допущение их в Туркестан, ростовщики».

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1707, л. 168-169 и об. Черновик.


Комментарии

7. Чарыков Николай Валерьевич, дипломат, в 1908-1909 гг. — товарищ министра иностранных дел, до этого — посол в Нидерландах, в 1909-1912 гг. — посол в Константинополе.

8. Редигер Александр Федорович (1853-1918), генерал от инфантерии, окончил Николаевскую академию Генерального штаба, в 1898-1905 гг. — начальник канцелярии Военного министерства, в 1905-1909 гг. — военный министр.

9. Имеется в виду пункт 3 ст. 219: «Посольствам, миссиям и консульствам нашим предоставлено право выдавать и свидетельствовать по их усмотрению и без предварительного испрашивания на то разрешения паспорты иностранцам на въезд в наши пределы, за исключением: 1) членов Иезуитского ордена, 2) лиц, коим поименно запрещен правительством въезд в наши пределы, 3) лиц, коих поименно, по собственным сведениям посольств, миссий и консульств, они имеют основательную причину признавать неблагонадежными, 4) цыган, шарманщиков, разносчиков аптечных материалов и гипсовых фигур, а равно вообще людей праздношатающихся, 5) румынских евреев, не имеющих средств существования в России, впускать коих в пределы империи запрещается» (Устав о паспортах (Свод законов, т. XIV, издания 1903 г. по прод. 1906 и 1908 гг.). Составил Л. М. Роговин. СПб., 1910, с. 92).