№ 60

19 декабря 1901 г. — Донесение Генерального консула в Бомбее В. О. фон Клемма в Первый департамент МИД с просьбой сообщить, существуют ли ограничения в выдаче виз на въезд в Среднюю Азию лицам, занимающимся ростовщичеством

В последнее время в вверенное мне Генеральное консульство стали поступать для визы паспорты индусов, большей частью уроженцев города Шикарпура, отправляющихся в Среднюю Азию по своим делам, в том числе немало таких, которые именуются банкирами и менялами, но в сущности занимаются ростовщичеством 1. Сего числа мне предъявлены были даже два паспорта, в которых под рубрикой «профессия» откровенно числилось «нищенство». Отказав владельцам последних, индусам Доутлераму Лилярамову и Бауа Ничалдасу Бауа Хуширамову в визе, я не счел вправе сделать то же самое в отношении упомянутых ростовщиков, не имея на то указаний императорского министерства.

Ввиду сего имею честь покорнейше просить Департамент поставить меня в известность, существует ли какое-либо ограничение относительно въезда в наши пределы индусов-ростовщиков и имею ли я право отказывать таковым в визе паспортов. По прежней моей службе в Средней Азии мне помнится, что ростовщики-индусы были однажды удалены из Туркестанского края распоряжением Туркестанского генерал-губернатора 2 и что, если не ошибаюсь, это вызвало протест со стороны Великобританского посольства в Санкт-Петербурге.

К вышеизложенному считаю долгом присовокупить, что вышепоименованные профессиональные нищие, по всей вероятности, попытаются все-таки проникнуть в Россию через Одессу или Батум с невизированными паспортами.

Генеральный консул: В. Клемм.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1707, л. 23 и об.


Комментарии

1. Жители города Шикарпура в провинции Синд, расположенного в центре торговых путей, издавна были известны на Среднем и Ближнем Востоке не только своими торговыми, но и ростовщическими операциями, требуя за ссуду денег порою до 150% годовых.

2. В. О. фон Клемм служил в Средней Азии в 1886-1900 гг., и, по-видимому, он имеет в виду распоряжение, изданное в 1893 г. генерал-губернатором Туркестанского края А. Б. Вревским о высылке из края индийцев, занимающихся ростовщичеством и не имеющих национальных паспортов (РГВИА, ф. 400, оп. 261/911, д. 111, л. 13). Ранее, в 1877 г., генерал-губернатор Туркестанского края К. П. Кауфман издал распоряжение «О парализации эксплуатации туземного населения индийскими выходцами» (ЦГА РУз, ф. 1, оп. 11, д. 39, л. 1-95). Меры, которые предпринимали русские власти против ростовщичества — открытие ссудных касс, учреждение Среднеазиатского коммерческого банка (1881 г.) и др., — имели успех: индийцы ростовщики стали покидать край. Так, в Заравшанском округе, где их насчитывалось до 7 тыс., в 1882 г. осталось 20 человек. Закон, принятый в России 24 мая 1894 г., устанавливал уголовную ответственность за ростовщичество.

Хранящиеся в архивах документы показывают, что в 1898 г. индус Балемаль Халеманов был осужден за ростовщичество на 2 месяца с взысканием с него 25 рублей, но скрылся (АВПРИ, ф. 147, оп. 485, д. 1424, л. 1-4). В том же году еще шесть английских подданных индийцев были приговорены за ростовщичество к двухмесячному тюремному-заключению и подали прошение на высочайшее имя о прощении. В письме Военного министерства в Министерство юстиции по этому делу, в частности, говорилось: «Ростовщичество составляет почти исключительное занятие индийцев, пребывающих на жительстве в Туркестанском крае, и практикуется ими в настолько тяжелых формах, что деятельность их на русских азиатских окраинах можно признать всецело вредною для местного населения, почему всякая кара закона, налагаемая за ростовщичество именно на этот класс пришлого населения, приносит, как пример другим, несомненную общественную пользу...» (РГВИА, ф. 400, оп. 1, д. 2192, л 4).