№ 50

2 ноября 1901 г. — Секретное донесение Генерального консула в Бомбее В.О. фон Клемма директору Первого департамента МИД Н. Г. Гартвигу о действиях, которые необходимо предпринять для получения нужной информации о положении дела на северо-западной границе Индии, в Афганистане и Белуджистане

Милостивый Государь Николай Генрихович!

Во исполнение преподанной мне императорским министерством инструкции 1, мною приняты были меры к подысканию в главных пунктах северной Индии надежных агентов, от которых можно было бы черпать сведения о положении дел на северо-западной границе Индии, в Афганистане и Белуджистане. Задача эта представляется далеко не легкою ввиду особых условий, в которых находится вверенное мне Генеральное консульство.

По имеющимся у меня достоверным сведениям, англо-индийские власти все еще смотрят с крайним подозрением на нас и все чины консульства находятся под постоянным и бдительным надзором полиции. Прислуга как канцелярская, так и лично моя и секретаря, и драгомана консульства, очевидно, обязана рапортовать полиции о каждом нашем шаге. Письма и пакеты, получаемые по почте, носят нередко следы весьма бесцеремонного вскрытия и иногда доставляются нам даже незаклеенными вновь. По словам одного из высших здешних чиновников (ирландца), о каждой нашей поездке исписываются целые тома специально командируемыми всякий раз сыщиками и полицейскими управлениями посещаемых нами местностей.

Если прибавить к этому, что туземцы Индии питают чрезвычайный страх перед полициею, не стесняющейся прибегать к самым страшным пыткам (Существование пыток в Индии — факт общеизвестный и часто разоблачаемый в газетах (примеч. автора)), то [77] станет ясно, как трудно организовать разветвленную часть консульства и найти для сего подходящих людей. С другой стороны, однако, нельзя ограничиваться лишь одними газетными сведениями и теми отрывочными данными, которые удается черпать иногда из разговоров с крайне скрытными и сдержанными англичанами.

Обсудив дело это обстоятельно, я пришел к заключению, что от непосредственных отношений с разведчиками и получения прямо от них их донесений надо раз навсегда отказаться и что добывание сведений может быть установлено лишь при помощи одной или двух промежуточных инстанций.

Случайно мне удалось напасть на одного кашмирского выходца, проживающего в г. Дели, который мог бы, мне кажется, быть нам весьма полезным. Человек этот знает хорошо северную Индию и Афганистан и имеет знакомых среди афганских должностных лиц в Кабуле. Но для того, чтобы обойти индийскую полицию и дать этому человеку возможность действовать успешно, не навлекая на себя подозрения, было бы необходимо придать ему вид агента какой-нибудь русской фирмы, через которую он и мог бы доставлять консульству свои сведения.

Проживающий в Бомбее агент торгового дома Манташев и К° 2 дворянин Дунин 3 весьма обязательно соглашается принять на себя посредничество между консульством и секретным агентом в Дели 4 и готов отпускать последнему керосин с возможными скидками, дабы он мог открыть небольшой склад его в Дели. Это обстоятельство не спасет, конечно, кашгарца от надзора полиции, а потому лично он не будет в состоянии часто разъезжать по пограничным местностям и посылать нам по почте большие донесения, а должен будет содержать для этого своих разведчиков, одного — для Пешаварского района, другого — для Кветтского, и для доклада о собранных этим путем сведениях ему надо будет приезжать периодически в Бомбей 5. Это, по-видимому, единственный способ постановки дела, при котором можно ожидать благоприятных результатов.

Сумму, потребную на устройство этой разведочной части, можно вычислить приблизительно следующим образом: секретному агенту надо дать не менее 50 рупий в месяц, каковая сумма может быть отпускаема ему керосином, на содержание двух толковых разведчиков ему надо будет дать по 25 рупий на каждого, всего 50 рупий, и на разъезды его разведчиков пойдет приблизительно 50 рупий в месяц, а всего около 150 рупий, или приблизительно 100 рублей. В год весь расход составит около 1200 рублей 6.

Докладывая о вышеизложенном Вашему Превосходительству, имею честь почтительнейше просить меня уведомить, признает ли императорское министерство возможным разрешить мне производить этот расход с отнесением его на экстраординарные суммы министерства.

С глубочайшим почтением и таковою же преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга

Клемм.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 915, л. 107-108 и об. Подлинник.


Комментарии

1. В фонде «Генеральное консульство в Бомбее» (АВПРИ, ф. 214, оп. 779, д. 11, л. 2 и об.) сохранилась копия подписанного военным министром генералом от инфантерии А. Н. Куропаткиным Наставления для деятельности негласного военного агента в Индии: «1) Наблюдение за системой комплектования, составом, численностью и организацией вооруженных сил Индии... 2) Наблюдение за воспитанием, тактическим обучением и развитием военного образования в войсках. 3) Наблюдение за расквартированием войск... 4) Доставление сведений о числе и составе отрядов: а) отправляемых из Индии на другие театры войны... и б) отправляемых в экспедиции против пограничных племен, в случае восстания, и о действиях таких отрядов. 5) Доставление сведений о санитарном состоянии войск в Индии... 6) Доставление сведений о вооружении, обращая внимание на употребляемые англо-индийской армией пули (не пользуются ли пулями dum-dum, которые изготовлялись раньше в Индии, и разрывными), какие пули имеются в патронных складах, особенно на северо-западной границе, на случай войны с Россией. 7) Изучение оборонительных средств страны... арсеналов, складов и пр. В этом вопросе следует обратить особое внимание: а) на состояние путей и укреплений в горных проходах Памира и Афганистана, так, например, желательно знать, действительно ли приступлено в настоящее время к разработке прямой дороги между Кабулом и Гератом и если приступлено, то в каком положении находится постройка этой дороги. Приобретение планов и карт... 8) Изучение вопроса в отношении офицеров-англичан к туземным офицерам и солдатам, не вызывают ли эти отношения, обыкновенно грубые и пренебрежительные, вспышек недовольства в туземных войсках, особенно в туземных офицерах. 9) Тщательная проверка существующего мнения о том, что появление серьезного неприятеля на границах Индии вызовет в ней поголовное восстание. 10) Доставление сведений о вооруженных силах и настроении народных масс и правительств в сопредельных государствах, входящих в сферу влияния Индии».

2. «А. И. Манташев и К°» — нефтепромышленное и торговое общество, основанное в 1899 г. сыном тифлисского купца Манташевым Александром Ивановичем (1849-1911), ставшим затем одним из богатейших предпринимателей России. Обществу принадлежали нефтяные промыслы в Бакинской губернии, керосиновый и машинного масла заводы, пароходы, цистерны по перевозке нефти. Акционерный капитал общества, составлявший в 1899 г. 22 млн. руб., в 1914 г. возрос до 30 млн. руб. Акции общества обращались на Санкт-Петербургской и Московской биржах. В Индии конторы и склады этой фирмы сначала были в трех городах — Бомбее, Калькутте и Карачи. Но затем из-за убытков, которые общество «А. И. Манташев и К°» понесло во время беспорядков в 1905 г. в Баку, когда было сожжено много нефтяных вышек, контора в Калькутте была закрыта.

3. Лицо не установлено.

4. Русским разведчиком был Шамсуддин Касым-хан, выходец из Кашгара, но большую часть своей жизни проведший в Ташкенте в квартале Кыят. Примерно в 1880 г. он покинул пределы Российской империи и поселился в Дели.

5. 6 сентября 1902 г. Генеральный консул В. О. фон Клемм доносил в МИД: «Он имеет открыть склад русского керосина в Пешаваре и отправлять его оттуда в Джелалабад, Кабул, Газни и другие пункты Афганистана, а также по возможности в сторону Читрала. Сношения с ним будут производиться через агентство одной русской фирмы в Карачи. В случае каких- либо важных сведений, он будет приезжать в Бомбей, но сколь возможно реже, чтобы не навлекать напрасно на себя подозрения» (АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 921, л. 208).

6. «...20 дня июня с.г. Государю императору благоугодно было соизволить на ежегодный отпуск Генеральному консулу в Бомбее на устройство разведочной части в северной Индии полной тысячи двухсот рублей, с отнесением сего расхода на предельный бюджет вверенного мне Министерства по смете Главного штаба» (АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1024, л. 35).