№ 364

Без даты. — А. А. Каменская. Письмо из Адьяра

Сейте разумное, доброе, вечное...
Некрасов.

На Рождестве сего года в северной Индии в старом «граде Лакшми» (Лукноу, как его называют англичане) было несколько замечательных съездов. Происходило годовое собрание международного Теософического О[бщест]ва и годовое собрание индусской секции. На эти собрания съехались члены многочисленных теософических центров Индии, было также несколько представителей других секций, и воздвигнутая для этого случая палата в некоторые дни едва вмещала тысячную толпу.

Еще более многочислен был Национальный Конгресс, на котором собиралось ежедневно несколько тысяч человек конгрессистов. На собраниях присутствовали представители всех просветительных, этических и прогрессивных движений, были делегаты от 52 различных Союзов и Обществ. [489]

Третий съезд, имевший также место на Рождественской неделе, был съезд Ордена Звезды Востока 18, собиравшийся всего два дня, но объединивший также огромное число членов и заинтересованных людей.

Таким образом, одновременно происходила коллективная работа двух духовных движений и одного социального. Может быть, в этом интересном совпадении лежит и ключ к тому знаменательному факту, что в Национальном Конгрессе, имевшем исключительно общественные задачи, прозвучала также нота духовности. Произошло необыкновенное событие: враждовавшие партии и народности, Мусульмане, Индусы и Парсы всех направлений, впервые объединились вокруг лозунга грядущего возрождения Индии. Несомненно здесь сказалось мощное влияние Теософии в лице нашего президента А. Безант, которая была одним из самых видных делегатов Национального Конгресса...

Печ. по: Вестник теософии. Пг., 1917, № 3-5, с. 13, 14.


Комментарии

18. Орден Звезды Востока был основан в 1911 г. А. Безант, считавшей Дж. Кришнамурти (1895-1970-е годы), которого сделали главой ордена, Мировым Учителем, Мессией. В 1929 г. Кришнамурти, пересмотревший свои взгляды, распустил орден, не считая себя ни гуру, ни мессией и рассматривая организацию средством принуждения человека к духовному росту, в то время когда путь к духовности и вере — процесс индивидуальный. В России центр последователей этого ордена находился в Петербурге, его возглавляла В. Н. Пушкина.