№ 359

10 мая 1917 г. — Циркуляр первого секретаря российского посольства в Лондоне В. Д. Сибилева 5 консульским установлениям о необходимости освобождения от экономического влияния Германии и ее союзников и установления более оживленных деловых сношений с союзными державами, в частности, налаживания товарообмена между Россией и Индией

В связи с положениями, выработанными экономическим совещанием представителей союзных держав в Париже, г. министр 6 признал необходимым безотлагательно приступить к выяснению господствующего в Великобритании и ее колониях настроения относительно необходимости освобождения от экономического влияния Германии и ее союзников и установления более оживленных деловых сношений с союзными державами, и с Россией в частности, а равным образом ныне же, хотя и в общих чертах, наметить те практические мероприятия, которые могли бы на деле способствовать торгово-промышленному сближению между союзными странами 7.

В исполнение сего консульским установлениям надлежит безотлагательно приступить к исследованию намеченных г. министром вопросов, использовав для этого все данные, которые могут быть получены от подведомственных им нештатных консульских агентов, от торговых корпораций и отдельных частных лиц, поскольку таковые могут оказаться полезными.

Особенно существенными представляются вопросы о построении таможенных тарифов, о фрахтах, о железнодорожных тарифах, о торговых и тарифных [481] договорах и специальных соглашениях, о развитии и удешевлении товарного, пассажирского, почтового и телеграфного движения, о торгово-промышленном кредите и, главным образом, о создании такой кредитной и торгово-промышленной системы между союзными странами, которая могла бы удовлетворять их взаимные потребности в кредите, товарах, перевозках.

Было бы желательно выяснить мнения торговых палат, финансовых и торгово-промышленных организаций и отдельных выдающихся представителей науки, финансов и торговли, промышленности и транспортного и страхового дела о наиболее действенных мерах к восстановлению товарообмена с Россией, практиковавшегося вследствие закрытия проливов.

Далее было бы чрезвычайно важно ознакомиться с мнением названных организаций и лиц относительно установления непосредственных торговых сношений для обмена теми товарами, которые до войны получались через посредство германских и австрийских фирм.

При сношении по затронутым вопросам с местными деятелями необходимо иметь в виду, что организация международного делового оборота между союзными странами на новых основаниях является задачей весьма нелегкой и сложной, и осуществление ее на деле потребует со стороны участников соглашения много взаимных уступок и жертв, которые, однако, не замедлят принести обильные плоды в ближайшем будущем и положить прочное основание к развитию хозяйственной мощи союзных стран и к поднятию их производительности.

Ввиду обширности и сложности намеченной г. министром программы было бы весьма желательно, чтобы консульские установления приступили к выполнению ее немедленно и сообщили бы для начала те данные, которые уже у них имеются, не стесняясь их неполностью, а затем пополняли бы и развивали бы их более систематично последующими донесениями.

При этом было бы желательно в первую очередь уделить особое внимание тем начинаниям местных властей, обществ и отдельных личностей, которые уже успели принять определенную форму, как-то учреждение обществ, комитетов, научных курсов, справочных контор и тому подобных предприятий для изучения России и подготовления экономического сближения с нею 8.

Всю переписку по настоящему делу надлежит направлять в посольство, прилагая одновременно соответствующие копии для пересылки оных г. министру.

Первый секретарь российского посольства в Лондоне

В. Сибилев.

АВПРИ, ф. 238 Генеральное консульство в Калькутте, оп. 778, д. 181, л. 62-64. Подлинник.


Комментарии

5. Сибилев Валериан Данилович в 1906-1916 гг., до назначения на должность первого секретаря российского императорского посольства в Лондоне (1916-1917 гг.), был управляющим Отделом торговли Министерства торговли и промышленности России.

6. Имеется в виду министр иностранных дел России Терещенко Михаил Иванович (1886-1956), русский капиталист, сахарозаводчик; был близок к партии прогрессистов; в 1917 г. — министр финансов, затем (май) министр иностранных дел Временного правительства; эмигрировал за границу.

7. В мае 1917 г. Русско-английская торговая палата представила в МИД России свои соображения по реформе консульской службы за границей в связи с новыми экономическими задачами, выдвигаемыми общим переустройством международной хозяйственной жизни после войны. В пункте 3 этого проекта, в частности, говорилось: «Необходимо озаботиться, при первой к тому возможности, расширением сети консульств в странах, имеющих или обещающих для нас в отношении товарообмена наибольшее значение. Согласно данным Русско-английской торговой палаты и высказанным комиссией соображениям, к числу таких стран должны быть отнесены большинство английских колоний, в особенности Индия...» (АВПРИ, ф. 155, оп. 408, д. 1494, л. 14-15 об.).

8. Интерес к русско-индийской торговле без посредников в начале XX в. постепенно нарастал в Индии, о чем свидетельствовали многочисленные торговые запросы, приходившие от местных фирм в российское Генеральное консульство в Бомбее и Калькутте, и торговая миссия в Россию чиновника англо-индийского правительства Д. Т. Чадвика в 1916 г., пришедшего в результате изучения состояния российского рынка к выводу о реальной возможности наладить прямую торговлю между двумя странами после первой мировой войны, исключив посредничество Германии (см. док. № 350-353).