№ 287

6 августа 1912 г. — Донесение Генерального консула в Калькутте К. Д. Набокова старшему советнику МИД В. О. фон Клемму о торговле Индии в 1911-1912 гг. и перспективах русско-индийской торговли

Милостивый государь Василий Оскарович,

Имею честь представить при сем Вашему Превосходительству официальный годовой отчет о торговле Индии за 1911-1912 год. Как Вашему Превосходительству известно, теперь не существует прямого ни железнодорожного, ни пароходного сообщения между Россией и Индией, и товарообмен между ними весьма незначителен. Интерес наш к содержащимся в прилагаемом отчете данным представляется мне поэтому пока второстепенным. Но в настоящее время оживленно обсуждается вопрос о постройке прямого рельсового пути через Персию, долженствующего связать европейскую и нашу сеть железных дорог с индийскою. Чисто [385] политические соображения в настоящую минуту составляют центр тяжести аргументации за и против этого предприятия, и я затрудняюсь сказать, какова точка зрения нашего правительства на это дело 1. Но не подлежит сомнению, что проведение этой дороги даст нам возможность найти сбыт некоторым нашим товарам на этом огромном рынке, теперь для нас закрытом. С этой точки зрения знакомство с отчетом об индийской торговле может, мне кажется, представить значительный интерес для тех органов нашего правительства, которые призваны будут высказаться в деле проведения железной дороги 2.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение отчета, укажу лишь на некоторые стороны его. На первом месте среди потребителей индийских товаров стоит Англия, на долю которой приходится 26% вывоза, причем за последние два года вывоз увеличился с 48.500.000 фунтов стерлингов до 57.500.000. Затем идет Германия — около 10%, и за 2 года вывоз также поднялся с 18 до 22 миллионов фунтов. Третье место занимает Китай (8,5%, всего около 19 миллионов фунтов), причем за последний год цифра вывоза несколько упала, тогда как в Японию вывоз увеличился (7,5%) благодаря росту торговли сырым хлопком и рисом. Пятое место занимают Северо-Американские Соединенные Штаты, а затем европейские государства. Хотя Индия производит около 3.000.000 тонн сахара в год, все же она нуждается в иностранном сахаре, причем спрос, по-видимому, растет быстрее, нежели производительная сила. В настоящее время 97,5% ввозимого в Индию сахара — тростниковый, и доставляется из Явы и о. Маврикия, так как население не имеет пока потребности в свекловичном сахаре высшего качества. Принимая во внимание совокупность данных о нашем сахарном производстве, выяснившихся на последней международной конференции в Брюсселе, я позволяю себе высказать предположение, что наш сахар мог бы, при существовании прямого железнодорожного сообщения, найти значительный сбыт в Индии (По только что дошедшим сюда сведениям, Англия выбыла из числа участниц Конвенции 3, и это, конечно, повлияет на существо вопроса (примеч. автора)).

Что касается керосина, то потребность в нем также растет быстрее, нежели подвигается развитие нефтяных площадей в Индии. Имеются данные полагать, что в непродолжительном времени персидский керосин проникнет на индийский рынок. Англо-Персидская Компания для торговли керосином возводит в Бомбее резервуар вместимостью около двухсот пятидесяти тысяч ведер. Трубы, соединяющие нефтяные поля в долине Каруна с Мухаммерою, уже проложены, и завод в Абандаке (Опечатка в документе: правильно — Абадан (сост.)) окончен постройкою. Я не имею в настоящее время под рукою достаточных данных, чтобы судить о том, насколько наша бакинская нефть 4 способна будет конкурировать с персидскою, как по богатству площадей, так и по качеству нефти. Само собою разумеется, что персидская нефть найдет себе сбыт преимущественно в западных провинциях Индии, и центром торговли ею будут Бомбей и Карачи, так как весь восток будет питаться бирманскою нефтью, по мере развития нефтеносных площадей Бирмы. Я еще не знаю, насколько успешно подвигается разработка бирманской нефти, так как сведения по этому вопросу весьма скудны. Страна эта находится, по сравнению с другими провинциями Индии, в довольно примитивном состоянии экономического развития.

Прилагаемый отчет составлен весьма основательно и тщательно, и мне кажется, что для нашего Министерства торговли и промышленности в нем заключены весьма ценные данные. Если Ваше Превосходительство признаете [386] полезным, я не премину доставить дополнительно столько экземпляров отчета, сколько Вы пожелаете иметь для передачи заинтересованным ведомствам.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и отличной преданности.

К. Набоков.

На полях имеются рукописные пометы: 1) На первой странице документа: «Сообщить Мин[истерст]вам торговли и финансов, проверить сведения о керосинопроводе — см. заметку на полях. В. Клемм». 2) Против слов: «Трубы, соединяющие нефтяные поля в долине Каруна с Мухаммерою, уже проложены, и завод в Абандаке окончен постройкою»: «Проверить, так ли это?»

 

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 969, л. 34-35 и об. Подлинник.


Комментарии

1. О проектах строительства железных дорог, соединяющих Россию и Индию, о проблемах, обсуждавшихся в связи с этим, см. док. № 166-171, а также, поскольку вопрос имеет свою историю, — «Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов». М., 1997, док. № 57-59.

2. По той же причине К. Д. Набоков считал важным представить в российский МИД официальный отчет «Финансы Индии» за 1911-1912 гг. (АВПРИ, ф. 238 Генеральное консульство в Калькутте, оп. 778, д. 291, л. 71-73), имеющий косвенное отношение к российско-индийским связям, но, по мнению Генерального консула, весьма важный для осмысления возможностей установления более тесных торговых сношений в будущем.

3. Брюссельская сахарная конвенция — международное соглашение об урегулировании премий на сахар с целью взаимного ограждения интересов сахарозаводчиков различных стран — установлена в 1902, а затем перезаключена в 1907 и в 1912 гг., прекратила свое существование с началом первой мировой войны.

4. Россия, занимавшая в 1900 г. первое место в мире по добыче нефти (50% мирового производства), активно наращивала ее вывоз в Индию, однако уже к 1908 г. экспорт бакинской нефти сильно сократился из-за недостатков в организации дела и технического отставания в области транспортировки (см. док. № 165).