№ 238

5 декабря 1912 г. — Письмо старшего советника МИД В. О. Клемма военному министру генералу от кавалерии В. А. Сухомлинову с просьбой сообщить свою точку зрения на изменение требований Великобритании за свое согласие на открытие русского консульства в Бомбее, с двумя приложениями

Одновременно с перенесением в 1911 году нашего Генерального консульстве в Индии из Бомбея в Калькутту решено было в первом из этих городов, имеющих для нас несомненное значение с торговой точки зрения, открыть пока хотя бы нештатное наше консульство. Предположение это не могло быть, однако, до сих пор осуществлено вследствие несогласия на то великобританского пр[авительст]ва. Последнее, как известно, давно добивающееся возможности назначит своего консульского представителя в наши среднеазиатские владения, воспользовалось этим случаем, чтобы взамен своего согласия на открытие нашего консульства в Бомбее вновь потребовать допущения английского представителя в Бухар или Ташкент.

На это великобританскому правительству было вновь разъяснено, что такая постановка вопроса представляется по существу неправильной, так как мы [328] добиваемся лишь принадлежащего нам по договору на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации права назначить консула в местности, где имеются уже представители многих других иностранных держав, тогда как Англия домогается допуска ее консульского представителя в наши владения, находящиеся на совершенно особом положении, куда доступ иностранцам открывается лишь с особого каждый раз разрешения и где нет до сего времени никаких иностранных представителей. Вместе с тем в виде репрессии нами задержано было решение возбужденного англичанами вопроса о назначении английских нештатных вице-консулов в Красноярск и Николаевск и о возведении их вице-консула в Владивостоке в ранг консула.

Так как, однако, это не побудило лондонский кабинет сойти с его прежней точки зрения, то я воспользовался своим недавним пребыванием в Англии, чтобы коснуться этого вопроса в личных моих сношениях с британским министром иностранных дел. В ответ на это английское правительство препроводило мне памятную записку, в переводе при сем прилагаемую, в коей оно несколько изменило прежнюю постановку вопроса, а именно просит взамен согласия на открытие нашего консульства в Бомбее 1) изменить существующие у нас в Средней Азии паспортные правила, которые будто бы крайне стеснительны для англо-индийских торговцев, и 2) разрешить помощнику великобританского Генерального консула в Мешхеде периодически посещать главные торговые центры Русского Туркестана с целью разрешения на месте исключительно торговых дел, касающихся интересов британских подданных с предварением всякий раз русских властей о таковых поездках.

Хотя и эти английские домогательства представляются мне далеко не удобоприемлемыми для нас, я тем не менее не могу не признать, что заявление великобританского прав[ительст]ва о наличности у него довольно крупных торговых интересов в нашей Средней Азии и о присутствии там большого количества его подданных имеет, несомненно, большое основание, как и указание его на неудобства, вытекающие из полного отсутствия в этих краях какого-либо английского представителя. С другой стороны, и в наших интересах способствовать по мере возможности развитию торговых сношений между нашими среднеазиатскими владениями и Индией и в этих видах не противиться созданию более благоприятной, чем ныне, обстановки для англо-индийских подданных в означенных владениях. Нельзя также не отметить того, что упомянутое выше несогласие наше с Англиею хотя бы и в мелком сравнительно вопросе, как настоящий консульский, создает нежелательные трения и дает повод к неблагоприятным толкам на месте.

Ввиду этих соображений я признавал бы, со своей стороны, весьма желательным пойти, насколько это совместимо с нашими интересами, навстречу стремлению великобританского прав[ительст]ва облегчить положение его подданных в наших среднеазиатских владениях и оказывать им там надлежащее покровительство. Принимая во внимание, что это ближе всего касается вверенного Вам министерства, обращаюсь к Вашему Высокопр-ву с покорнейшею просьбою не отказать в сообщении мне Ваших взглядов на этот вопрос.

Примите, милостивый государь, и проч.

Надпись на 1-м листе документа: «Копию с этого письма препроводить при письме мин[ист]ра Туркестанскому ген.-губ. 7, прося и его сообщить свое мнение по этому делу. Клемм».

 

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1037, л. 79-81 и об. Черновик.


Комментарии

7. Имеется в виду генерал от кавалерии А. В. Самсонов.