№ 235

24 июля 1910 г. — Письмо министра иностранных дел С. Д. Сазонова Генеральному консулу в Калькутте Б. К. Арсеньеву о нежелательности утверждения кандидатуры М. С. Андреева на пост вице-консула

Милостивый Государь Борис Константинович,

Изложенные в письме Вашем от 18 марта с.г. № 3 соображения о назначении нештатного вице-консула в Бомбее переданы были Министерством иностранных дел на заключение посла в Лондоне 4, которому было одновременно сообщено, что сохранение в той или иной форме нашего консульского представительства в Бомбее признается совершенно необходимым 5. В своем ответном отзыве гофмейстер граф Бенкендорф высказал, что, не встречая в принципе препятствий к осуществлению означенной меры, он считал бы совершенно невозможным предоставление должности вице-консула чиновнику военного ведомства коллежскому рег[истратору] Андрееву, появление которого в этой новой роли явилось бы, по мнению посла, крайне несвоевременным. В настоящее время великобританское правительство, назначая сэра Чарльза Гардинга вице-королем, видимо, стремится к тому, чтобы окончательно уничтожить недоверие, замечающееся и поныне в среде англо-индийской администрации по отношению к России. Дружественную нам деятельность нового вице-короля следовало бы по возможности облегчить устраняя какие бы то ни было поводы, хотя бы они казались и незначительными будущих трений и неудовольствий. Между тем, по словам гофмейстера графе Бенкендорфа, работа колл[ежского] рег[истратора] Андреева в Индии далеко не проходит незамеченной. Хотя и не имеется к тому каких-либо определенных доказательств, посол, однако, уверен, что англичане нисколько не заблуждаются насчет истинного характера деятельности г. Андреева и не поднимают об этом во проса лишь потому, что считают эту деятельность для себя пока вполне безвредной. Это отношение может, однако, легко перемениться, если г. Андреев явится в Бомбей уже в роли официального представителя. Старые, все еще враждебные нам англо-индийские официальные круги могут с пользой для себя выдвинут это дело в таком освещении, которое не замедлило бы создать крайне нежелательную обстановку для дальнейшего укрепления и развития наладившихся отношений взаимного доверия и откровенности, существующих между обоими правительствами. Вследствие вышеизложенных соображений посол, не встречая со своей стороны препятствий к предоставлению звания нештатного вице-консула или консульского агента упоминаемому Вами г. ван-Рейкома, решительно высказываете; против кандидатуры г. Андреева. Однако и вопрос о назначении г. ван-Рейком не может еще считаться окончательно решенным, так как, по мнению гофмейстера графа Бенкендорфа, великобританское правительство, по всей вероятности потребует от нас, взамен этого, допущения великобританского консула в какой либо новый пункт в России; легко возможно при этом, что пожелание Лондонского кабинета окажется для нас настолько неприемлемым, что мы предпочтен не настаивать на своем предположении.

Что касается г. Андреева, то, ввиду высказываемого Вами опасения, что о: может последовать за Генеральным консульством в Калькутту, или же, оставаясь в Бомбее, рисковать быть разоблаченным местными властями, мы сносимся [326] вместе с сим с военным министром 6 в видах хотя бы временного отозвания этого негласного агента Генерального штаба из Индии.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

Сазонов.

АВПРИ, ф. 238. Генеральное консульство в Калькутте, оп. 778, д. 214, л. 27-28. Подлинник.


Комментарии

4. Имеется в виду А. К. Бенкендорф.

5. На необходимость иметь консульское представительство в Бомбее для защиты русских интересов настаивало Министерство торговли и промышленности на заседании Комитета министров 20 декабря 1910 г., когда рассматривался вопрос о перенесении Генерального консульства из Бомбея в Калькутту (АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1037, л. 13 140об.).

6. Имеется в виду Сухомлинов Владимир Александрович (1848-1926) — генерал от кавалерии, окончил академию Генерального штаба в 1874 г., участвовал в русско-турецкой вой 1877-1878 гг., с 1905 г. был командующим войсками Киевского военного округа, начальником Главного управления Генерального штаба; в 1909-1915 гг. — военный министра в 1915 г. после неудач на фронте обвинен в недостаточной подготовленности русской армии к войне, отрешен от должности, в марте 1916 г. арестован и приговорен к заключению. В 1918 г. амнистирован по возрасту, эмигрировал.