№ 229

10 ноября 1909 г. — Письмо М. К. Ганди Л. Н. Толстому с просьбой использовать огромный авторитет Л. Н. Толстого для поддержки сопротивления индийцев в Южной Африке и сообщение о приложении к письму книги Дж. Дока о деятельности Ганди в Южной Африке

Отель Вестминстер палас, 4
Виктория-стрит, Лондон B. C.

Дорогой сэр, сердечно благодарю Вас за Ваше заказное письмо по поводу «Письма к индусу» и тех вопросов, которых я касался в письме к Вам.

Я не писал Вам, не желая беспокоить Вас, так как узнал, что Вы больны, а письменное выражение моей благодарности является ведь простой формальностью. Но разысканный господин Эйльмер Моод 17 заверил меня, что Вы вполне здоровы и регулярно по утрам занимаетесь корреспонденцией. Эти сведения очень обрадовали меня, и я решил снова написать Вам о делах, которые, я знаю, имеют величайшее значение с точки зрения Вашего учения.

Посылаю вместе с письмом книгу, написанную одним из моих друзей — англичанином, находящимся теперь в Южной Африке 18. Книга эта имеет [313] отношение к моей жизни и проливает свет на ту борьбу, которой я посвятил свою жизнь. Так как мне очень хочется привлечь Ваш интерес и симпатии, я подумал, что вы не сочтете присылку книги назойливостью.

По моему мнению, индийцы в Трансваале ведут сейчас величайшую борьбу в современной истории, поскольку она идеальна как с точки зрения поставленной цели, так и методов достижения этой цели. Я не знаю ни одного другого примера борьбы, в которой ее участники не стремились бы извлечь из нее какие-либо личные выгоды и в ходе которой половина участников подвергалась бы великим страданиям ради торжества принципа.

Я не имею возможности популяризировать нашу борьбу так широко, как мне хотелось бы. В наше время Вы пользуетесь, вероятно, наибольшим влиянием на широчайшие круги общественности. Если Вас удовлетворят факты, изложенные в книге мистера Дока, и если Вы сочтете, что эти факты оправдывают выводы, к которым я пришел, то не мог ли бы я просить Вас использовать Ваше влияние, чтобы любым способом, который Вы найдете приемлемым, популяризировать наше движение? Если оно восторжествует, то это будет не только торжеством веры, любви и истины над неверием, ненавистью и ложью, но, весьма вероятно, послужит примером для миллионов людей в Индии и в других частях света, могущих подпасть под пяту угнетателей. Оно безусловно будет во многом способствовать поражению сторонников насилия, по крайней мере в Индии. Если мы будем держаться до конца, — а я думаю, что мы выдержим, — у меня нет ни малейшего сомнения в конечном успехе 19. Ваша поддержка может укрепить нашу решимость.

Переговоры, предпринятые с целью урегулировать этот вопрос, практически провалились. Вместе со своим коллегой я возвращаюсь на этой неделе в Южную Африку 20, где меня ждет тюремное заключение. Могу добавить, что мой сын с радостью присоединился ко мне в этой борьбе и сейчас отбывает шестимесячный срок каторжных работ. Это уже четвертый раз, как он подвергается тюремному заключению в ходе борьбы.

Если Вы будете так добры ответить на это письмо 21, то я просил бы Вас писать на мое имя по адресу: г. Иоганнесбург, Южная Африка, почтовый ящик № 6522.

С надеждой, что мое письмо застанет Вас в добром здоровье, остаюсь

Ваш покорный слуга, М. Ганди.

Печ. по: Шифнан А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971, с. 164-165.


Комментарии

17. Моод Эйльмер (1858-1938) — переводчик сочинений Толстого на английский язык, автор популярной биографии Толстого.

18. Имеется в виду книга английского миссионера Джозефа И. Дока о Ганди: Doke Joseph J. М. К. Gandhi. Indian Patriot in South Africa. L., 1908. Книга сохранилась в Ясной Поляне. По-видимому, одновременно была получена и другая книга — A Concise Statement of the British Indian Case in Transvaal. Presented by Indian Deputation. L., 1909. Она также сохранилась в яснополянской библиотеке.

19. Описываемый этап борьбы индийцев в Южной Африке закончился соглашением, заключенным Ганди с главой Южно-Африканского Союза генералом Яном Х. Смэтсом. Однако оно не принесло индийцам облегчения. «Черный закон» не был отменен.

20. М. К. Ганди покинул Лондон 13 ноября 1909 г.

21. Это письмо М. К. Ганди осталось без ответа, поскольку Л. Н. Толстой заболел и письмо затерялось. Оно было обнаружено лишь в 1956 г. сотрудниками музея-усадьбы Ясная Поляна Н. П. Лузиным и Е. П. Населенко.