№ 226

23 сентября 1909 г. — Из доклада по Главному управлению Генерального штаба о разработке оперативного плана на Туркестанском фронте

Высочайше утвержденные соображения по приведению войск Туркестанского военного округа на военное положение и по подготовке военных действий на афганской границе в случае нашего вооруженного столкновения с Афганистаном или Англией составлены были особой комиссией под председательством бывшего военного министра генерал-адъютанта Куропаткина, в конце 1903 и начале 1904 года. С тех пор многие условия, влияющие на характер наших оперативных соображений, изменились в значительной степени, а потому и сам оперативный план 1904 г. совершенно устарел и уже не соответствует нашему современному военному положению в Туркестане. Наиболее существенными особенностями этого плана являются: а) несоответствующая нашему нынешнему военно-политическому положению наступательная тенденция, являющаяся отражением пресловутых фантазий о походе в Индию 1, и б) выбор главного операционного направления на Герат и Кандагар, ныне уже утратившего свое первенствующее стратегическое значение. Помимо этого постройка Оренбурго-Ташкентской железной дороги 2 и новая организация Туркестанской пехоты 3, вводимая с середины будущего года, вносят столь значительные изменения в оперативный план 1904 г., что переработка его на новых обоснованиях является в настоящее время безусловно необходимой.

В основание нового оперативного плана, казалось бы, следует положить следующие общие положения: а) полный отказ от каких бы то ни было агрессивных намерений по отношению Афганистана, а тем более от мечты о походе в Индию, с тем, чтобы вся подготовка к военным действиям на афганской границе имела в виду только обеспечение наших Туркестанских владений от возможных покушений афганцев или англичан, б) признание первенствующего стратегического значения за аму-дарьинским (Термезским) участком Туркестанского фронта и второстепенного — за Мургабским (Кушкинским). Последнее является необходимым ввиду мер, принимаемых в настоящее время англичанами для подготовки театра военных действий в восточном Афганистане и ясно указывающих на то, что в случае нашего вооруженного столкновения с англичанами главным театром борьбы будет именно эта часть Афганистана, а не его западные провинции. Постройка англичанами железных дорог на индо-афганской границе в районе Пешавара, разработка дорог в направлении от Пешавара на Читрал, разработка перевалов в восточном Гиндукуше и т[ому] п[одобные] мероприятия дают нам право предполагать, что главные силы англо-индийской армии будут наступать из северного Пенджаба последовательно на линии: Кабул —Читрал и Мазари-Шериф —Фейзабад, почему, естественно, и наши оборонительные мероприятия должны быть сосредоточены главным образом на участке Калиф —Термез — Куляб, как на наиболее угрожаемом участке нашего Туркестанского фронта...

Заключение.

Ввиду вышеизложенного не угодно ли будет Вашему Превосходительству дать согласие:

1. На признание за Кабульским операционным направлением первенствующего стратегического значения, а за Гератским — второстепенного. [309]

2. На отказ от всяких агрессивных намерений по отношению Афганистана, а тем более от планов о походе в Индию, с тем, чтобы ограничиться оборонительными задачами по обеспечению наших туркестанских владений от возможных покушений соседей...

и 6. На составление проекта Высочайших указаний (директив) командующему войсками округа 4 соответственно по перечисленным выше положениям.

Делопроизводитель:

Полковник (подпись неразборчива).

РГВИА, ф. 2000, оп. 1, д. 961, л. 44-45, 49. Подлинник.


Комментарии

1. Планы похода на Индию как средство воздействия на Англию при решении вопросов внешней политики выдвигались в России в разное время (см., например: Лебедев В.Т. «В Индию». Военно-статистический и стратегический очерк. Проект будущего похода. СПб., 1898; Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов. М., 1997, док. № 2-15, 32-36 и др.).

Разработка в конце 1903 — начале 1904 г. плана подготовки к вооруженному столкновению на афганской границе была вызвана обострением отношений Англии с Афганистаном. В 1901 г. тот же Куропаткин в своем отчете о поездке в Туркестанский военный округ писал: «В разговоре с эмиром (бухарским. — Сост.) я настоятельно указывал на необходимость поддержания спокойствия на бухарской границе, даже если бы в Афганистане начались смуты и резня; ни нам, ни бухарцам не следует думать о каких-либо территориальных увеличениях; построив Кушк и Термез, мы ныне вовсе не нуждаемся в Герате и Мазар-и-Шерифе; поэтому не надо слушать разные речи о том, что нас ждут в Герате и афганском Туркестане и все восстанут, если русский солдат только пошевелит пальцем на афганской границе» (Отчет о служебной поездке военного министра в Туркестанский военный округ в 1901 г. СПб., 1902, с. 144).

2. Строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги было закончено в 1905 г.

3. В соответствии с общим планом преобразования армии России в 1910-1911 гг. в Туркестанском военном округе была проведена новая дислокация войск, расформированы управления 1-й и 2-й резервных бригад, образовано общее управление местными органами, которые были ранее подведомственны расформированным управлениям, осуществлен ряд других мер.

4. Командующим войсками Туркестанского военного округа с весны 1909 г. был генерал от кавалерии Самсонов Александр Васильевич.