№ 39

22 мая 1901 г. — Донесение Генерального консула в Бомбее В. О. фон Клемма директору Первого департамента МИД Н. Г. Гартвигу о намерении общества Махабодхи построить в Бодх Гая дом для паломников и о просьбе к русскому царю пожертвовать на это необходимую сумму

Секретно.

Милостивый Государь Николай Генрихович!

В дополнение к почтительному моему секретному донесению от 19 февраля сего года за № 14 имею честь представить при сем Вашему Превосходительству перевод статьи из ежемесячного буддистского журнала «The Maha Bodhi», в которой осуждается образ действий англо-индийской администрации по отношению к главному ламе Восточной Сибири Чайзину Урельтуеву, недавно посетившему буддистские святыни в Индии.

Одновременно с номером журнала, в котором статья эта появилась, я получил от председателя буддистского общества «The Maha-Bodhi Society» письмо, в коем он извещает меня о намерении общества приступить к постройке дома для паломников в местности Будда-Гая, предполагаемой родине Будды, куда последователи этого вероучителя стекаются в большом количестве на поклонение.

Указывая на пользу такого учреждения и выражая уверенность в том, что по стопам Урельтуева в Индию начнет прибывать большое количество русских буддистов-паломников, председатель общества, от имени последнего, высказывает желание, чтобы при означенном странноприимном доме было устроено особое отделение для русских паломников, и просит меня повергнуть к стопам государя императора почтительнейшую просьбу общества о пожертвовании на то необходимой суммы.

Я ответил на это председателю, что сочувствую вполне благому начинанию общества, но не могу не заметить, что ввиду отдаленности Сибири и дороговизны проезда из нее в Индию наплыв в последнюю богомольцев из далекой окраины России представляется пока весьма гадательным и что для возбуждения ходатайства, о котором общество меня просит, надо по крайней мере выждать, какое влияние на развитие паломничества из России в Индию будет иметь поездка Чайзина Урельтуева. Признавая ввиду этого преждевременным представлять просьбу общества на усмотрение императорского правительства, я могу лишь обещать ему, что со временем, когда нужда в особом странноприимном доме для русских буддистов-паломников подтвердится статистическими данными, я не премину довести о том до сведения императорского Министерства иностранных дел. В этих-видах я был бы весьма обязан обществу, если бы оно нашло возможным поставлять меня в известность обо всех русских паломниках, которые будут являться в Индию и о посещении коими буддийских священных местностей оно несомненно будет осведомлено.

Насколько я успел проследить, общество «The Maha Bodhi Society», основанное в Коломбо в мае 1891 г., пользуется довольно большим значением и влиянием среди индийских буддистов, а потому не подлежит сомнению, что всякое сочувствие, высказанное ему, было бы в должной мере оценено буддистским населением Индии. Но, с другой стороны, даже небольшое денежное [61] пожертвование в пользу этого общества не преминуло бы возбудить обычную подозрительность и недоверие к нам англо-индийского правительства и, по всем вероятиям, было бы истолковано им в смысле заигрывания с нашей стороны с индийскими буддистами.

С глубоким почтением и таковою же преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою.

Клемм.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 915, л. 66-67. Подлинник.