№ 26

14 декабря 1911 г. — Письмо туркестанского генерал-губернатора А. Самсонова 14 министру иностранных дел С. Д. Сазонову 15 о необходимости назначения специального консульского представителя для ведения дел о наследстве

Милостивый Государь Сергей Дмитриевич,

Состоящий при мне чиновник по дипломатической части 16 доложил мне о том, что в заботах о проживающих в Фергане индусах, английско-подданных, и главным образом по вопросу о наследствах, открывающихся в Фергане после смерти названных иностранцев, Министерство иностранных дел, в целях облегчения наследникам требуемых законом формальностей и возможного ускорения производства наследственных дел в местных административных и судебных установлениях, исход из нынешнего, подчас для наследников затруднительного положения видело бы в том, чтобы из среды местной индусской общины подыскано было заслуживающее доверия лицо, коему можно было бы поручить хлопоты по утверждению в правах наследства названных английских подданных, в каковом случае надлежало бы снабдить его соответствующей доверенностью от заинтересованных лиц.

Ввиду сего, долгом считаю сообщить Вашему Высокопревосходительству, что проектированная Министерством иностранных дел мера признается мною не соответствующей преследуемым целям по следующим причинам. Для подыскания требуемого лица нужно было бы либо предоставить выбор такового самой индусской общине, либо поручить администрации Ферганской области назначить для сего какого-либо известного ей индуса, по собственному усмотрению. В первом случае мы таким образом сами способствовали бы объединению и сплочению проживающих в Ферганской области английских подданных, которые могли бы этим воспользоваться совсем не в наших интересах; во втором — вся ответственность за назначенное лицо пала бы на администрацию, его подыскавшую, но в сущности имеющую весьма мало данных, чтобы судить о его пригодности для намеченной цели. В обоих случаях нет никаких гарантий для того, чтобы лицо, избранное на должность как бы ходатая по делам местной индусской общины по наследственным вопросам, оказалось на высоте своего нового положения и не стало бы злоупотреблять им, как мы это видим хотя бы на примере персидского агента в Асхабаде.

Посему, если бы Министерство иностранных дел осталось при мнении о необходимости облегчить индусам, английским подданным, вступление во владение наследствами, открывающимися в Фергане после смерти проживавших там их [47] родственников, то наиболее соответствующим этой цели я признавал бы назначение туда Великобританским правительством официального консульского представителя, ответственного перед своим правительством и поэтому представляющего гораздо более гарантий к тому, что он не выйдет из пределов данных ему обычных консульских полномочий 17.

Прошу Ваше Высокопревосходительство принять уверение в отличном моем уважении и совершенной преданности.

Покорный слуга
А. Самсонов.

АВПРИ, ф- 147 Среднеазиатский стол, оп. 486, д. 2616, л. 63-64 и об. Подлинник.


Комментарии

14. Самсонов Александр Васильевич (1859-1914), генерал от кавалерии, участник русско- турецкой 1877-1878 гг. и русско-японской 1904-1905 гг. войн, с 1907 г. — наказной атаман Войска Донского, с 1909 г. по начало первой мировой войны — генерал-губернатор Туркестана, во время первой мировой войны командовал 2-й армией в составе Северо-Западного фронта, попав в окружение, застрелился.

15. Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927), русский дипломат, с 1907 г. — чрезвычайный и полномочный министр при папе Римском, с 1909 г. — товарищ министра, а в 1910-1916 гг. — министр иностранных дел России, в 1917 г. — посол в Великобритании.

16. Имеется в виду Барановский Александр Рафаилович, исполнявший обязанности дипломатического чиновника при туркестанском генерал-губернаторе в 1911-1915 гг., до этого служил чиновником МИД для пограничных сношений при начальнике Закаспийской области.

17. МИД России решительно не соглашался на допущение консульского представителя Великобритании и других европейских держав в Среднюю Азию (АВПРИ, ф. 147, оп. 486, д. 2616, л. 70-73).