№ 183

7 февраля 1911 г. — Письмо посла Великобритании в России Дж. Бьюкенена министру иностранных дел России С. Д. Сазонову о трудностях индийских купцов в связи с новыми правилами, [249] касающимися паспортов, проезда по Туркестану и получения наследства

Господин министр,

В соответствии с инструкцией, которую я получил от статс-секретаря по иностранным делам 11 Его Величества 12, имею честь информировать Ваше Превосходительство, что группа англо-индийских подданных, торгующих в Бухаре и Русском Туркестане, обратилась с петицией к правительству Индии, в которой они заявляют, что ведению торговли в этих районах мешают определенные ограничения, и просят по возможности их снять 13.

Просители, которые являются истинными торговцами из города Пешавара, имеют торговые дома в Бухаре и Самарканде и вели большую торговлю чаем и индиго в течение последних шестидесяти лет, жалуются, что новые правила оформления паспортов, введенные год назад, оказались серьезной помехой для их агентов при сборе долгов и вообще для ведения торговых дел.

Они заявляют, что прежде британские подданные, живущие в Бухаре, могли свободно передвигаться по русской территории, получая паспорт в Бухаре, теперь же разрешение на визу в паспорте нужно сначала получить от генерал-губернатора Туркестана в Ташкенте — формальность, которая вызывает очень большие задержки. Более того, англо-индийским подданным теперь не разрешено жить или торговать в Ферганской области, передвигаться железнодорожной веткой Мерв — Кушка или следовать этим маршрутом в Герат. Эти купцы указывают, что их торговля основана на системе долгосрочных кредитов и что эти новые ограничения угрожают разорить их, поскольку их агенты не могут больше свободно передвигаться из одного места в другое при первой необходимости для сбора долгов и обычного ведения торговых дел.

Купцы высказывают также недовольство трудностями при отстаивании своих прав по делам умерших или несостоятельных должников.

Они утверждают, что, если должник умирает или становится несостоятельным и его собственность составляет менее 40% его долга, бухарские власти реализуют его имущество и передают вырученную сумму русским политическим властям. Если же британский кредитор обращается к Бухарским властям за положенной ему долей от вырученного, ему отвечают, что он должен обратиться в русский суд. Когда же он затем обращается в русский суд, ему говорят, что, поскольку он британский подданный мусульманин, а его умерший или несостоятельный должник был бухарским мусульманином, русский трибунал ничего не может сказать по этому делу и он должен получить возмещение от бухарского суда в соответствии с мусульманскими законами. Между тем требования русских кредиторов — христиан, евреев или мусульман рассматриваются в русском суде. Эти индийские купцы заявляют, что они несут большие убытки из-за этого, и требуют, чтобы с ними обращались так же, как с кредиторами русскими.

Ваше Превосходительство, без сомнения, знает, что жалобы англо-индийских подданных, торгующих в Бухаре, время от времени становились предметом переписки между нашим посольством и Императорским Министерством иностранных дел. Что касается жалоб на паспортный режим, то я могу процитировать вербальную ноту нашего посольства от 1/14 текущего месяца 14 и ноту (№ 2647) от 21 апреля/4 мая 1910 года Императорского Министерства иностранных дел.

Поднимая этот вопрос перед Вашим Превосходительством, я был проинструктирован сэром Э. Греем просить, чтобы ответственные за эти вопросы власти [250] изучили эти факты с тем, чтобы устранить, насколько это возможно, поводы, вызывающие такие жалобы.

Пользуясь возможностью, прошу Вас, Ваше Превосходительство господин министр, принять мои уверения в моем совершенном уважении.

Джордж Э. Бьюкенен.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1711, л. 451 и об. Подлинник. Пер. с англ. составителя.


Комментарии

11. Имеется в виду сэр Эдуард Грей.

12. После смерти Эдуарда VII 6 мая 1910 г. королем Великобритании стал Георг V (1865-1936).

13. См.: АВПРИ, ф. 147, оп. 485, д. 1711, л. 429-430.

14. В ноте говорилось о телеграмме индийских купцов из Бухары, недовольных необходимостью получать разрешение генерал-губернатора на каждую поездку в Туркестанский край по торговым делам, и выражалась надежда на удовлетворение просьбы о продлении действия их паспортов на один год (см.: АВПРИ, ф. 147, оп. 485, д. 1117, л. 428).