№ 182

21 апреля 1910 г. — Ответ дипломатического чиновника при генерал-губернаторе Туркестанского края А. Д. Калмыкова на запрос Первого департамента МИД по поводу жалобы англо-индийских подданных на запрет для них на въезд в среднеазиатские владения России

На предписание Департамента от 14 сего апреля № 2547 имею честь ответить, что еще по предписанию от 11 марта с.г. № 1662 мною была запрошена канцелярия генерал-губернатора, ответившая, что проживающие в Бухаре индийско-подданные Халиль Рахман, Мухамед Амин и Мухамед Садык Султан Мухамедовы с просьбою о разрешении въезда в Закаспийскую область, Хиву и Туркестан не обращались.

Тогда я запросил Политическое агентство в Бухаре, которое отношением от 4 апреля с.г. № 1870, полученным во время моего отъезда на встречу эмира 9, ответило, что оно предлагает жалобщикам обратиться с ходатайством на въезд, чего они, насколько явствует из отношения агентства № 1870, в копии при сем прилагаемого 10, по-видимому, не сделали.

Основанием для запроса послужило предписание генерал-губернатора испрашивать каждый раз разрешение на въезд в Туркестанский край. Разрешения эти даются довольно свободно. В копии ноты 9/22 апреля 1910 г. великобританского посла в Петербурге говорится о прошении, подписанном 21 англо-индийцем, но не указано, обращались ли они с просьбой и получили ли отказ.

Согласно правилам англо-индийские поданные, проживающие в Бухаре, должны обращаться с просьбой о разрешении въезда в Туркестан в Политическое агентство, раз же они этого требования не исполнили, то и не могли получить разрешения.

Дипломатический чиновник А. Калмыков.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1707, л. 267 и об. Подлинник.


Комментарии

9. Возможно, имеется в виду встреча эмира Бухарского Сеид-Абд-ул-Ахад-хана (1859-1910), возвращавшегося из Петербурга, где ему в ознаменование его 25-летнего правления был оказан торжественный прием и где он был назначен шефом 5-го полка Оренбурского казачьего войска.

10. Подлинник документа см. док № 180.