№ 161

4 сентября 1908 г. — Донесение Генерального консула в Бомбее А. А. Гейкинга товарищу министра иностранных дел Н. В. Чарыкову об изменении отношения англо-индийской прессы к России

Милостивый Государь Николай Валерьевич,

Приятно отметить изменившийся тон англо-индийской прессы по отношению к России. Еще недавно русофобство, выражавшееся распространением нелепых слухов и враждебно критических замечаний по адресу России, было уделом почти всей индийской прессы, издаваемой англичанами. Это отношение постепенно переменилось. Вскоре после моего приезда в Индию мне еще случилось читать вздорные сенсационные сведения о России, рассчитанные на удовлетворение старого вкуса англичан видеть в нашем государстве изверга, способного на всякое злодеяние. Но отрицательное направление понемногу улеглось, и даже открыто [213] джингоистско-империалистические (Джингоистский — шовинистический (сост.)) органы англо-индийской печати мало-помалу перестали нападать на Россию.

Прежний предводитель русофобов, недавно еще громивший великобританское правительство за заключение соглашения с Россией и относящийся скептически к введению конституционного порядка в России, первенствующий официозный орган «The Times of India», на днях напечатал хвалебную статью, выдвигая водворенный порядок в России, успешную работу Государственной Думы и развитие конституции в империи. Условия жизни в России, пишет газета в передовой статье, ныне почти нормальны, и это весьма счастливо, если принять во внимание, что критическое отношение к правителям России во время революционного периода не могло облегчить их трудную задачу управлять этой обширной страной. После семимесячной плодотворной работы третьей Государственной думы 15 можно теперь считать установление конституционного порядка в России совершившимся и хорошо утвердившимся фактом. Главная заслуга в этом принадлежит премьеру Столыпину, кому вся Россия доверяет. Он устоял против сильной реакционной тенденции влиятельных кругов и в то же самое время сумел сохранить равновесие между Думой и Государственным Советом.

Нормальные занятия в школах и университетах также доказывают, что Россия доверяет Думе и своему премьеру. Крестьяне удовлетворены начавшимся переходом коллективного владения землей в индивидуальное. Только еврейский вопрос ожидает в России своего разрешения.

Россия нуждалась именно в государственном муже, способном осуществить конституционную форму правления против махинаций революционеров и реакционеров. Она нашла его в лице Столыпина.

Такого недвусмысленного признания успехов русского правительства и такого сочувствия к России, кажется, еще никогда не проявлялось на столбцах «Times of India».

Копии настоящего донесения препровождаются в Императорское посольство в Лондоне и Туркестанскому генерал-губернатору.

С глубоким почтением и таковой же преданностью имею честь быть, Милостивый Государь, Вашего Превосходительства покорнейшим слугой

Гейкинг.

Надпись на полях первого листа: «Не мешало бы указать б[арону] Гейкингу на недавно сделанную нами вырезку из “The Times of India” по поводу слуха о намерении нашем построить ж.д. в Термез. (неразборчиво) прежний дух недоверия (неразборчиво) далеко еще не выветрился в Индии...

Клемм».

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 947, л. 131 и об. Подлинник.


Комментарии

15. Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г., пять сессий) просуществовала положенные пять лет.