№ 147

26 августа 1908 г. — Ответ МИД России на донесение от 22 июля 1908 г. о несогласии включения Генерального консула в Бомбее в состав членов Комитета для содействия магометанским паломникам

Вследствие секретного донесения Вашего от 22 минувшего июля № 72, в коем Вы затронули вопрос об участии Вашем в индийском комитете, ведающем паломническим движением, и об ассигновании вверенному Вам Генеральному консульству специальной суммы для оказания русским подданным паломникам, направляющимся этим путем на поклонение, денежных вспомоществований, Первый Департамент имеет честь сообщить Вам следующий свой взгляд на это дело.

Среднеазиатские мусульмане, желающие посетить священные для них места, имеют полную возможность сделать это с большими удобствами через Батум, [196] оттуда на весьма комфортабельном пароходе они за умеренную плату под наблюдением и при содействии наших консульских учреждений доставляются в Джедду. Направление их по весьма трудному и опасному пути через Афганистан и Индию для нас совершенно не желательно, тем более, что путь этот избирается обыкновенно лицами, которые хотят обойти те или иные правила, устанавливаемые для туземцев Средней Азии, отправляющихся в Хадж (обеспечение исправности уплаты податей, содержание остающихся семей и т.п.).

Департамент полагает поэтому, что Вам надлежит уклониться от участия в означенном комитете и от всяких поощрений паломнического движения через Афганистан и Индию.

На случай формального приглашения Вас примкнуть к комитету Вы могли бы ответить в вышеуказанном смысле, т.е. что русско-подданные мусульмане имеют уже в своем распоряжении весьма удобный путь к священным местам, на устройство и поддержание коего Императорским правительством производятся большие затраты, и что в создании для них нового и притом значительно более длинного и неудобного пути никакой необходимости не имеется.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1133, л. 7-8 и об. Черновик.