№ 137

18 августа 1907 г. — Письмо действительного статского советника В. Р. Бахерахта министру иностранных дел А. П. Извольскому о его беседе с индусом Мадхао Рао и прекращении в будущем сношений с ним

Милостивый Государь Александр Петрович.

Несмотря на высказанное ровно год тому назад, как явствует из письма действительного с[татского] с[оветника] Сталевского на имя г-на Директора Первого Департамента от 6/19 июля 1906 г. за № 1045, капитаном Madao Jadhava намерение тогда же покинуть Швейцарию, он все еще находится здесь и ныне кончает пройденный им курс учения кавалерийской школы.

Во исполнение преподанных мне в доверительном письме Вашего Высокопревосходительства от 2 августа с.г., № 1480, инструкций, я воспользовался первым удобным случаем, чтобы словесно объясниться с г. Мадао.

Я начал с того, что выразил свою надежду, что он ныне уже успел окончательно ознакомиться со всеми заинтересовавшими его в Швейцарии военнонаучными вопросами. На утвердительный его на этот мой полузапрос ответ, я возразил, что это меня тем более радует, что отныне вверенная мне миссия уже не была бы более в состоянии оказывать ему прежнее свое содействие, так как с прибытия на место служения вновь назначенного нашего военного агента все сношения миссии с федеральными военными властями обязательно должны проходить через него. Он же снабжен инструкциями, дозволяющими ему входить в ходатайства перед означенными властями не иначе, как в пользу офицеров русской службы.

Подобною оговоркою, мне кажется, удалось самым естественным образом прекратить раз и навсегда крайне неудобные в настоящее время сношения наши с вышеназванным индусом.

Тут же простившись со мною, капитан Мадао высказал мне свое намерение выбыть из пределов Швейцарии в Париж не позже 15 будущего сентября по [181] нов[ому] ст[илю]. Он предполагает возвратиться на родину, в Индию, не прямым путем, что сопряжено было бы для него, по его же словам, с некоторыми неудобствами, а через Сиам, ввиду чего он желал бы представиться в Сиамской миссии в Париже. С этой целью он просил мое содействие для снабжения его для сиамского посланника рекомендательным письмом со стороны нашего посольства. Уклонившись от прямого ответа на сию его просьбу, я сказал Мадао, что я ее передам нашему поверенному в делах, которого я не премину своевременно предупредить в смысле имеющихся у меня инструкций, на случай если б Мадао обратился в наше посольство.

С глубоким почтением и таковой же преданностью имею честь быть, Милостивый Государь, Вашего Высокопревосходительства, покорнейшим слугою

В. Бахерахт.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1122, л. 79-80 и об. Подлинник.