№ 115

4 декабря 1904 г. — Письмо туркестанского генерал-губернатора генерала от кавалерии Н. Н. Тевяшева министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу о возможном использовании исмаилитов в Ташкенте

Милостивый Государь, граф Владимир Николаевич.

Вследствие секретного письма от 24 ноября сего года за № 2251 о командировании двух ходжей-измаилитов из Бомбея в Туркестанский край, имею честь уведомить Ваше Сиятельство, что, по мнению моему, результаты поездки означенных лиц можно будет признать удачными, если Пир-Мухаммед-Ибрагим и Мусса-Гулям успеют склонить к другому образу мыслей главнейших измаилитских ишанов, проживающих в крае, для чего им надлежит провести некоторое время в припамирских бекствах.

В течение зимних и весенних месяцев дорога до названных бекств крайне затруднительна и по временам совершенно непроходима, кроме как для горцев, вследствие глубоких снегов в горах и снежных метелей, а потому едва ли можно будет ходжам отправиться на Памиры ранее июня месяца будущего года.

Привычные к мягкому климату Индии, ходжи до того опасаются суровой северной зимы, что императорский консул в Александрии 23 секретной телеграммой от 26 ноября сего года на имя состоящего при мне Дипломатического чиновника 24 передавал просьбу их о разрешении им пробыть до весны в Александрии.

На таковое промедление я не счел возможным выразить своего согласия, особенно ввиду того, что в Ташкенте сейчас проживает один из наиболее влиятельных измаилитских ишанов Юсуф-Али-Ша 25, бежавший из Шугнана от притеснений Шугнанского бека и выжидающий ныне в Ташкенте решения вопроса об установлении в припамирских бекствах русского управления 26. Если вопрос [157] этот вырешится в непродолжительном времени, то приезжие из Бомбея ходжи могли бы, путем воздействия на означенного ишана в Ташкенте, заручиться сильной поддержкой в главной сфере распространения измаилизма, а затем пропагандой на месте довершить начатое таким образом дело.

Помимо Юсуф-Али-Ша и группы влиятельных таджиков, временно проживающих вместе с ним в Ташкенте, ходжам надлежит до поездки на Памиры съездить на свидание с главарями одного из второстепенных центров измаилизма в г. Оше.

Ввиду вышеизложенного, я полагаю, что командировка ходжей должна будет продлиться до сентября месяца 1905 года.

Во избежание огласки и слухов о явной поддержке ходжей русской администрацией, я приказал состоящему при мне Дипломатическому чиновнику снестись с императорским консулом в Александрии о том, чтобы направить ходжей в Самарканд, куда коллежский советник 27 Половцов выедет на свидание с ними предварительно приезда их в Ташкент.

В надежде, что Вы, Милостивый Государь, признаете изложенные предположения о пребывании ходжей в Туркестанском крае соответствующими целям их командирования, я буду ожидать дальнейших указаний Вашего Сиятельства по означенному вопросу.

Примите уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности

Ваш покорный слуга Н. Тевяшев.

Надпись на первой странице: «Все это можно одобрить».

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1117, л. 41-42. Подлинник.


Комментарии

23. Императорским консулом в Александрии был статский советник Николай Петрович Щелкунов.

24. Дипломатическим чиновником при туркестанском генерал-губернаторе был коллежский советник Александр Александрович Половцов.

25. Юсуф-Али-Ша (Шо), пир с резиденцией в шугнанском кишлаке Поршнев, был в оппозиции к бухарской администрации, поддерживал народные выступления 1903-1904 гг. против эмира, за что был выслан из Западного Памира, придерживался независимой политики и скептически относился к Ага-хану.

26. Памирские княжества Шугнан, Рошан с 1895 г. были под властью бухарского эмира, в 1905 г. его власть была сильно ограничена: был оставлен один представитель эмира, подотчетный в своих действиях представителю российской администрации — начальнику Памирского отряда; таким образом, эти княжества были фактически присоединены к Российской империи.

27. Коллежский советник — гражданский чин 6-го класса по Табели о рангах.