№ 106

11 февраля 1904 г. — Донесение Генерального консула в Бомбее В. О. фон Клемма в МИД о его встрече с Ага-ханом

На одной из железнодорожных станций, через которые мне пришлось проехать во время недавней моей поездки по Индии, я случайно встретился с Ага-Ханом, описание личности коего составило предмет моего предыдущего секретного донесения от сего числа за № 16. Он сейчас же завел речь о войне 18, сведения о коей в то время только начали появляться в здешних газетах. Высказав сожаление о том, что кровопролитие не было избегнуто, он добавил, что не может, однако, признать японцев виновными в каком-либо вероломстве или коварстве и что их первые шаги на поле брани были, по его мнению, вполне естественными и правильными. — «Я считаю, — сказал он, — что Россия сделала большую ошибку, увлекшись присоединением Маньчжурии. Она никогда не может рассчитывать прочно утвердиться в Китае. Китай не Индия, население там не разнородное, как здесь, и, по моему мнению, ни одна европейская нация там никогда властвовать не будет». [152]

Я поспешил возразить Ага-Хану, что, насколько мне известно, Россия никогда и не помышляла о «присоединении» Маньчжурии, а тем более о покорении Китая, и что вся наша задача там сводилась и сводится, по-видимому, до сих пор лишь к обеспечению наших неоспоримых интересов в означенной китайской провинции от всяких случайностей и к установлению там прочного modus vivendi (Modus vivendi (лат.) — образ жизни (сост.)).

Тут, к сожалению, отход поезда, с которым Ага-Хан ехал в Бомбей, прервал нашу беседу.

О вышеизложенном я счел долгом довести до сведения Вашего Превосходительства, ввиду того, что мнение Ага-Хана имеет несомненно известное влияние в Индии.

С глубочайшим почтением и пр.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, on. 485, д. 1117, л. 8 и об. Копия.


Комментарии

18. Имелась в виду русско-японская война 1904-1905 гг.