№ 6

27 сентября 1902 г. — Отношение командующего войсками Туркестанского военного округа генерал-лейтенанта Н. А. Иванова начальнику Главного штаба генерал-майору В. В. Сахарову 30 о практическом применении знаний, полученных Генерального штаба подполковником Серебренниковым на курсах хиндустани, во время поездки по Индии

Милостивый Государь, Виктор Викторович.

Препровождая при сем Вашему Превосходительству, для доклада военному министру, краткий отчет о поездке Генерального штаба подполковника Серебренникова в Индию, должен высказать следующее.

Подполковник Серебренников путешествовал по Индии не как командированный офицер, а в качестве туриста и притом без всякого предварительного уведомления о его поездке англо-индийского правительства, чему, при отсутствии в Индии паспортной системы и тщательного контроля за путешествующими по стране, следует приписать то обстоятельство, что он пользовался достаточной свободой в исполнении порученной ему задачи по изучению языка индустани и особенностей англо-индийской армии, но и мог незамеченным проникать даже во внутреннее расположение крепостей и производить крокировку местности и фотографирование, чего, конечно, ему нельзя бы было сделать, если бы он совершал поездку при условиях путешествия в 1900 году подполковника (ныне полковника) Полозова и штабс-капитана (ныне капитана) Снесарева. Из этого можно заключить, что при будущих посылках офицеров в Индию, вероятно, предпочтение надо будет отдавать неофициальному командированию, как позволяющему и больше видеть, и больше дознать настоящее положение вещей.

Удача поездки подполковника Серебренникова наводит на мысль, что, ввиду последовавшего категорического отказа англо-индийского правительства на поездку нашего офицера по Нушки-Сеистанской дороге 31 (предписание Главного [20] штаба 16 августа сего года № 467) и желательности выяснить действительное значение этой дороги и те военные меры, которые, несомненно, принимаются англичанами на этом пути (письма нашего консула в Бомбее 32, приложенные к письму 12 августа сего года № 457), не следует ли и на Нушкинскую дорогу командировать нашего офицера, придерживаясь способа, рекомендуемого подполковником Серебренниковым.

Затем не могу не коснуться еще следующего вопроса.

Из отчета подполковника Серебренникова видно, что при поездках по Индии он пользовался не только английским языком, который бесспорно принес ему громадную услугу, но при разговорах с туземцами большей частью прибегал к языку индустани, усвоенному им на курсах, учрежденных при штабе вверенного мне округа. Теоретическая подготовка была более чем достаточна, а обладая ею, подполковник Серебренников скоро начал владеть языком страны практически.

Из этого видно, что польза, приносимая курсом языка индустани, весьма ценна и может в будущем принести хорошие плоды, при условии, однако, что офицеры, прошедшие полный курс языка, не позабудут его, а продолжая занятия, если не практически, что здесь весьма затруднительно, то хотя теоретически, будут поддерживать приобретенные познания. И так как для этого офицеру необходимо или приобретать книги, или выписывать индийские газеты, то я вновь прошу Ваше Превосходительство поддержать меня в бывшем ходатайстве об увеличении содержания офицерам, успешно изучившим язык индустани, хотя на 15 рублей в месяц, о чем я уже делал представление военному министру в 1899 году за № 3774 и просил Ваше Превосходительство 15 мая прошлого года № 4995.

Пользуясь случаем, прошу Ваше Превосходительство принять уверение в совершенном почтении и преданности

Иванов.

Помета на первом листе: «Прошу рассмотреть и составить краткую выдержку. Сахаров».

Помета на последнем листе: «По этому вопросу прошу справку. Сахаров».

Резолюция на последнем листе документа: «В[есьма] желательно прибавить и, главное, давая практику, посылать в Индию по три-четыре офицера ежегодно. Куропаткин».

РГВИА, ф. 400, оп. 1, д. 3026, л. 1-2. Подлинник.


Комментарии

30. Сахаров Виктор Викторович (1848-1905), генерал-лейтенант, окончил военное училище и Николаевскую академию Генерального штаба, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., после служил на разных штабных должностях, 1898-1904 гг. — начальник Главного штаба, в 1904-1905 гг. — военный министр.

31. Нушки-Сеистанская дорога проходила по пустынной местности вдоль южной границы с Афганистаном и предназначалась для выхода в Персию, минуя Афганистан. Эта дорога очень интересовала российский Главный штаб.

32. Клемм Василий (Вильям, Вильгельм) Оскарович фон (1861 — после 1927), российский дипломат, окончил Лазаревский институт восточных языков и с сентября 1883 г. занимался на учебном отделении восточных языков при Азиатском департаменте МИД, со 2 июля 1885 г. зачислен в Азиатский департамент МИД России, с 23 апреля 1886 г. — драгоман Политического агентства в Бухаре, с 1897 г. — чиновник МИД для пограничных сношений при начальнике Закаспийской области, в 1900-1906 гг. — Генеральный консул в Бомбее, в 1907-1908 гг. — Генеральный консул в Мешхеде, в 1908-1911 гг. — чиновник особых поручений при министре иностранных дел, в 1912-1914 гг. — член Совета МИД, старший советник, в 1914-1917 гг. возглавлял созданный в МИД Третий (Среднеазиатский) политический отдел, в 1919 г. — дипломатический представитель правительства Колчака во Владивостоке, затем жил в Китае.