№ 14

Без даты. — Инструкция Министерства иностранных дел Генеральному консулу в Бомбее В. О. фон Клемму о направлениях его работы в Индии

Весьма секретно.

Милостивый Государь Вилльям Оскарович,

Важное значение, которое имеет для нас Британская Индия, как страна, близко соприкасающаяся через входящие в сферу ее влияния страны с нашими среднеазиатскими владениями, и необходимость, в силу этого, иметь постоянное и тщательное наблюдение за тем, что в ней происходит, побудили императорское правительство основать в этой британской колонии Генеральное консульство в Бомбее. Мера эта признана была ныне особенно своевременной, ввиду назначения на пост вице-короля Индии лорда Керзона, известного недоброжелателя России и ревностного сторонника так называемой «наступательной» политики (Forward policy) в Индии.

Город Бомбей избран был местом пребывания консульства потому, что он представляет собою самый крупный торговый центр Индостана; что открытие в нем консульства наиболее отвечает нашим коммерческим интересам и тем требованиям, которые нами поставлены были на вид англо-индийскому правительству при переговорах об учреждении нашего консульского представительства в Индии, и потому, что город этот, в силу своего торгово-промышленного значения, имеет непрерывные сношения со всеми главными центрами страны и, следовательно, может служить самым удобным местом для сбора сведений как политико-экономического, так и военного характера.

Помимо постоянных торговых сношений со столь важными для нас пунктами, как Пешавер, Кветта, Кабул и т.п., Бомбей привлекает ежегодно со всех концов Индии, Афганистана и Средней Азии большое количество мусульман-паломников, которые отправляются отсюда далее на пароходах в места поклонения магометан, распространяя повсюду вести о положении дел на собственной их родине и в пройденных ими местностях и странах. Само собою разумеется, однако, [30] что Вам нельзя будет ограничиваться одними лишь расспросами торговых людей и паломников, а надо будет постараться, при первой возможности, завести себе надежных корреспондентов и разведчиков, хотя бы в наиболее важных пунктах северо-западной Индии.

Хорошим источником для пополнения и поверки собираемых Вами сведений может служить местная английская и туземная пресса, которая, при существующей в Индии относительной свободе печати, довольно обстоятельно и всесторонне освещает текущие события.

По мере возможности Вы могли бы и лично знакомиться с положением дел в разных местностях Индии, посещая таковые под благовидными предлогами, дабы не возбуждать подозрительности англо-индийских властей.

Во время пребывания Вашего в наших среднеазиатских владениях Вы успели отчасти ознакомиться с совокупностью наших политических отношений и вопросов, касающихся Средней Азии, а равно с положением дел в сопредельных, входящих в сферу влияния Англии странах и на северо-западной границе Индии. Поэтому Вам будет сравнительно легко разобраться в многочисленных и разнообразных сведениях, которые от Вас потребуются.

Основное значение для нас Индии заключается в том, что она представляет собою наиболее уязвимый пункт Великобритании, тот чувствительный нерв ее, одно прикосновение к коему, в случае надобности, способно, быть может, заставить правительство королевы 15 изменять враждебное нам настроение его политики и проявлять желаемую уступчивость во всех тех вопросах, где будут сталкиваться обоюдные интересы. Успех всякой попытки нашей в этом отношении будет, однако, тем обеспеченней, чем более своевременно мы употребим в дело имеющееся в наших руках средство воздействия, для чего, в свою очередь, необходимо располагать при всяком данном случае возможно точными сведениями об общем положении вещей в Индии.

В этих видах крайне желательно иметь прежде всего сведения военного характера, как то: о численности, перемещении и вооружении войск в Индии, в особенности на северо-западной ее границе, в Белуджистане и близ Памира, а равно об оборонительных средствах страны, т.е. о крепостях, стратегических железных и иных дорогах, арсеналах, складах и т.п. Не менее важное значение имеют сведения об общем настроении народных масс в Индостане, об их отношениях к англо-индийскому правительству, а также об отношениях последнего к правительствам стран, входящих в сферу влияния Индии, как-то: Афганистана, Белуджистана, Читрала и к полунезависимым туземным правителям в самой Индии.

Судя по имеющимся данным, своекорыстная политика Великобритании в Индии и высокомерное отношение англичан к туземному элементу продолжает возбуждать глубокую ненависть к ним среди многомиллионного населения страны. Существует даже мнение, что достаточно малейшего повода, например появления неприятеля на границах Индии, дабы вызвать поголовное восстание туземцев против англичан. Эти обстоятельства Вам надлежит тщательно проверить и зорко следить за ходом событий внутри страны.

Стремясь отнести передовую оборонительную линию свою возможно далее от границы самой Индии, англичане пришли в близкое соприкосновение с племенами, населяющими горные хребты по северо-западной границе Индостана. В намерении их проложить стратегические и торговые дороги по разным направлениям, с обеспечением правильного и безопасного движения по ним свободолюбивые горцы усмотрели посягательство на их самостоятельность и, после целого [31] ряда отдельных вспышек, почти поголовно ополчились в 1896-1897 гг. против ненавистных им пришельцев. Для водворения порядка в пограничной полосе англичане вынуждены были выставить в поле внушительную армию в 70 тысяч человек всех родов оружия, и тем не менее они не без труда и значительных потерь и денежных жертв совладали с движением горцев.

Восстановленное с большими усилиями спокойствие продолжает, однако, постоянно нарушаться горными племенами, и положение англичан в этой части колонии не может еще, по-видимому, считаться упроченным 16. На это обстоятельство Вам надлежит обратить Ваше внимание и возможно внимательно следить за ходом дел на северо-западной границе Индии, а равно за мероприятиями англо-индийского правительства, направленными к умиротворению горцев и к упрочению своего влияния в пограничной полосе.

Зависимость эмира афганского 17 от правительства императрицы Индии заключается, как Вам известно, главным образом в том, что первый, взамен получаемой им ежегодной субсидии в 1.800.000 рупий и гарантии неприкосновенности его владений, обязался не сноситься ни с одним иностранным правительством помимо вице-короля Индии. Дальше этого обязательства эмира, по-видимому, не идут, и все попытки англичан добиться более тесного сближения с ханством не имели никакого успеха. Но со смертью ныне царствующего энергичного и дальновидного эмира Абдурахман хана, ревниво оберегающего независимость своей страны и не отступающего даже иногда перед мерами, явно враждебными англичанам, положение дел может измениться и англо-индийское правительство приобретет, быть может, в Афганистане прочное влияние, которое явилось бы угрозою для нашего военного и политического положения в Средней Азии.

Гранича на значительном пространстве с нашими среднеазиатскими владениями и с вассальной нам Бухарой, Афганистан имеет для нас первостепенное значение, а потому Вам надлежит принять все зависящие меры к тому, чтобы быть возможно обстоятельнее осведомленным о том, что в этом ханстве происходит, а равно о сношениях англо-индийского правительства с Эмиром.

Наши отношения к Афганистану определялись до сих пор соглашением нашим с Англией 1872-1873 г. 18 и последующим нашим обещанием не сноситься с центральным афганским правительством. Тесное соседство с ханством, в которое мы вошли с занятием Закаспийского края и с упрочением нашего положения в Бухаре, сделало дальнейшее соблюдение этих обязательств затруднительным и несогласным с нашим достоинством. Поэтому, как Вам уже известно, императорское правительство заявило в последнее время лондонскому кабинету, что оно впредь предоставляет себе право входить в непосредственные сношения с афганским эмиром по пограничным делам и вопросам.

В Белуджистане англичане являются почти полновластными хозяевами, и часть земель этого ханства, как, например, округа Кветский, Пишинский, Боланский и другие, находятся даже в непосредственном владении англо-индийского правительства, которое уплачивает за это Келатскому хану ежегодную субсидию приблизительно в 200.000 рупий. После проведения в 1896 году границы между этим ханством и Афганистаном, англичане взяли в свое управление также округ Нушки и приступили к устройству караванного пути и проведению телеграфа из Кветты к персидскому Сеистану. Судя по некоторым сведениям, англо-индийское правительство предполагает со временем построить в этом направлении железную дорогу, которая значительно облегчит и ускорит торговые сношения Индии с юго-восточной Персией и Хорасаном и, вместе с тем, будет иметь важное [32] стратегическое значение, особенно если б она была проложена впоследствии до Герата. Одним из сторонников проведения этой железной дороги является, между прочим, лорд Керзон, указавший на необходимость ее в своем известном печатном труде о Персии 19. В подобном мероприятии, как и в устройстве английских передовых позиций в Читрале, Ясине, Гильгите и Канджуте, нельзя было бы не усмотреть стремления англичан занять прочное положение на флангах нашей возможной линии наступления на Индию.

Осуществление означенного проекта повлекло бы за собою значительное удешевление англо-индийских продуктов на рынках восточной Персии и могло бы отразиться весьма неблагоприятно на сбыте наших произведений в Хорасане. Ввиду сего, а равно ввиду указанного выше весьма важного стратегического значения таковой железной дороги, Вам надлежит внимательно следить за дальнейшим развитием означенного вопроса, как и вообще за всеми действиями англо-индийского правительства в Белуджистане, донося своевременно обо всем императорскому министерству.

Передовые английские позиции в Читрале, Гильгите и Канджуте, хотя и отделенные от наших владений афганской территорией, имеют тем не менее для нас немаловажное значение ввиду относительной близости их к нашим позициям на бухарско-афганской границе и на Памире. Как Вам известно, англичане проявили в последние годы в юго-восточной части Памира и южной Кашгарии усиленную деятельность, давшую повод опасаться намерения с их стороны захватить долину Раскем-Дарьи, Тагдумбаш-Памир и даже Сарыкол, что было бы совершенно несогласно с нашими интересами. Хотя лондонский кабинет и уверил нас, что правительство королевы не стремится ни к каким территориальным приобретениям в этой части Азии, тем не менее нам необходимо зорко следить за действиями английских агентов и путешественников в этих местностях, и Вам надлежит, по мере возможности, оказывать в этом отношении содействие нашим туркестанским властям и Генеральному консульству в Кашгаре.

К числу вопросов, на которые обращается Ваше внимание, относится также вопрос о мусульманской пропаганде, проникновение коей в наши среднеазиатские владения представляется крайне опасным. Открытое ликование индийских мусульман по поводу победы Турции над Грецией 20 и другие признаки указывают, по-видимому, на довольно тесную связь, существующую между 57-миллионным мусульманским населением Индии и прочим магометанским миром. Выяснить размеры этих панисламистских стремлений в Индии и проследить дальнейшее их развитие и распространение составит одну из важнейших задач предстоящей Вам деятельности.

Что же касается собственно консульских Ваших обязанностей, то кроме обычного содействия и покровительства русско-подданным Вы должны, насколько это возможно, способствовать развитию нашей торговли с Индией.

Вашему ведению будут подлежать также дела бухарцев и хивинцев как подданных вассальных России стран. Во всех делах и сношениях Ваших с местными властями Вы будете руководствоваться общим смыслом нашего договора с Англией и теми обычаями и порядком, которые выработались на практике в консульских учреждениях других держав. На обязанности Вашей будет также лежать наблюдение за санитарным состоянием Индии, которая в последнее десятилетие является рассадником и очагом всяких эпидемических болезней и в которой в настоящее время свирепствует чума и холера, наряду с ужасным голодом, охватившим огромное пространство с почти семимиллионным населением. [33]

О появлении и развитии заразных болезней в какой бы то ни было местности Индостана Вы имеете доносить безотлагательно императорскому правительству, с указанием степени вероятности занесения их в наши пределы и путей, по которым проникновение их к нам представляется возможным.

Из переговоров императорского министерства с лондонским кабинетом, предшествовавших учреждению нашего Генерального консульства в Бомбее, ясно усматривается, с какою неохотою правительство королевы согласилось на допущение русского представителя в Индию. Весьма вероятно поэтому, что Ваше положение в стране будет, особенно на первых порах, весьма щекотливым и что местные англо-индийские власти будут следить за каждым Вашим шагом. С Вашей стороны потребуется вначале большая осторожность и такт, дабы не только не обострить этого положения, но, напротив, постепенно усыпить подозрительность англичан и добиться свободы действий, столь необходимой для успешного выполнения возлагаемой на Вас обширной задачи.

Как Вам известно, правительство королевы отказывалось пока признать Вас Генеральным консулом, ссылаясь на то, что в предварительных переговорах между кабинетами шла лишь речь об учреждении в Бомбее российского консульства.

Дабы не затягивать долее переговоры по сему предмету, императорское правительство изъявило свое согласие на то, чтобы экзекватур Вам был выдан на звание консула, предписав одновременно нашему посольству в Лондоне возбудить при первом удобном случае переговоры с английским правительством о признании Вас Генеральным консулом, согласно праву, которым мы пользуемся по ст. 15 договора нашего с Англией 1858 г. 21. Ввиду сего, впредь до заключения нового соглашения по сему предмету с Великобританским правительством, Вы должны наименовать себя при всех сношениях с англо-индийскими властями Российско-императорским консулом.

Во избежание проволочек в доставлении императорскому министерству необходимых сведений, Вы имеете направлять Ваши донесения непосредственно в Первый департамент министерства 22, посылая одновременно копии с них императорскому посольству в Лондоне.

Для объединения Вашей деятельности по отношению к Белуджистану, Афганистану и местностям, прилегающим к Памиру, с тождественною деятельностью других наших заграничных учреждений и администрации Туркестанского края и в видах более успешного достижения совокупными усилиями намеченной цели, Вам рекомендуется поддерживать сношения с означенными учреждениями, особенно с нашими вице-консульством в Сеистане и Генеральными консульствами в Хорасане и Кашгаре, а также с Туркестанским генерал-губернатором, не упуская случая проверять и дополнять доставленные им сведения.

Ввиду тщательного негласного надзора, который, без сомнения, будет учрежден за Вами англо-индийскими властями, Вам не следует доверять английской почте Ваши секретные нешифрованные донесения, а так как русские суда в Бомбей не заходят, то Вам надо будет отправлять таковые донесения либо с французскими пароходами, либо другим каким-либо надежным путем. В особо важных случаях Вам разрешается пересылать секретную корреспонденцию Вашу с надежным курьером к нашему вице-консулу в Коломбо, для дальнейшего отправления ее в Россию на русских почтовых пароходах.

Ламздорф 23.

АВПРИ, ф. 147 Среднеазиатский стол, оп. 485, д. 1029, л. 182-186. Подлинник.


Комментарии

15. Имеется в виду королева Великобритании Виктория (1819-1901, правила с 1837).

16. 90-е годы XIX в. были периодом непрекращавшихся восстаний в районе долины реки Зхоб, Мирандаи, Черных гор и Куррама (Северо-Западная Индия) в полосе проживания независимых пуштунских племен. Так, в 1897 г. началось восстание племени афридиев в районе Тираха, которое было подавлено только к концу века.

17. Абдуррахман-хан (1844-1901), эмир Афганистана (с 1880), проводил централизаторскую политику объединения афганских племен, направленную на освобождение от влияния Великобритании.

18. В 1873 г. после длительных переговоров с Англией русское правительство признало Афганистан вне сферы своего влияния.

19. Curzon G. N. Persia and Persian question. Vol. 1-2. L. and N. Y., 1892; см. также: Персия и персидский вопрос Георга Кюрзона. Извлечения из I тома сделаны Генерального штаба подполковником Десино, а из II тома лейб-гвардии егерского полка подпоручиком Грендалем. — Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии, № LII, 1893.

20. Греко-турецкая война 1897 г. началась после восстания населения о-ва Крит против произвола османских властей. Отряд греческой армии высадился на острове, турецкая армия имела значительный численный и технический перевес, ее поддержала объединенная эскадра Англии, Франции, России, Германии, Австро-Венгрии и Италии. По мирному договору 1897 г. Греция была вынуждена пойти на некоторые территориальные уступки в пользу Турции.

21. В статье XV этого договора говорилось: «...они (консульские чиновники. — Сост.) будут исполнять все обязанности и пользоваться всеми привилегиями, изъятиями и льготами, которые ныне принадлежат или впредь принадлежать будут Консулам наиболее благоприятствуемой нации».

22. 2 февраля 1897 г. Азиатский департамент МИД Российской империи был переименован в Первый департамент МИД. Из делопроизводства Первого департамента изымались политические дела, переходившие в ведение канцелярии МИД.

23. Ламздорф Владимир Николаевич (1844-1907), граф, российский дипломат, на службе с 1866 г., с 1897 г. — товарищ министра, а в 1900-1906 гг. — министр иностранных дел.