ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ МОЛОДОГО ОФИЦЕРА.

(Эпизод из последних событий в Мультане.)

Когда, в 1846 году, сейкская армия, побежденная в трех кровопролитных сражениях, сдала столицу и последних потомков Ренджит-Синга Лорду Гардингу, сардарем, или губернатором Мультана был некто Саван-Маль, ратный товарищ покойного Магараджи. Не нарушив мирных отношений к Англичанам, он конечно надеялся, что подобно Гулаб-Сингу, воспользуется раздроблением государства и составит себе независимое княжество из провинции, которою управлял, и которая действительно была бы весьма выгодным приобретением. Располагаясь по Ченабу, самому большому притоку Инда, знаменитая своею торговлею, [197] мануфактурами шелковыми, ковровыми и шалей, соперничествующих с кашемирскими и даже в Индии продаваемых под сим славным наименованием, имея населения около 1,400,000 душ, расположенная будто оазис посреди степей, окружающих ее почти со всех сторон, а между тем имея весьма плодоносную почву, провинция Мультан могла бы составить небольшое государство, благоприятствуемое во всех отношениях. Хотя сардарь без сомнения, очень мало дорожил историческою важностью страны, к обладанию которой стремился, неизлишне однако напомнить, что Мультан, играл всегда значительную роль в Индийской политике, и если верить новейшим археологическим исследованиям, отсюда вышло и распространилось по всему Земному Шару то странное племя, которое, под названием Цыган в России, Джипси в Англии, Хитанов в Испании, Цингаров в Турции, Богемцев во Франции, живет уже несколько веков посреди других народов, сохраняя свою физиономию, отличнее и оригинальнее физиономии Евреев. Один из любопытнейших путешественников нашего времени, Барро, долго занимавшийся, во время своих странствований, вопросом о таинственном происхождении удивительного племени, убедился наконец, что как в Англии, так в Испании и в степях России, рассеянные цыганские племена, не смотря на отдаленность места [198] и времени, до сих пор не только понимают особое наречие Индии, употребляемое в Мультане, но даже говорят на нем.

Англичане, занятые делами важнейшими, сначала не думали о Саван-Малле, и как будто соглашались на основание нового княжества, куда удалилась большая часть солдат армии, разбитой при Аливале и Собраоне. Но когда Английская политика утвердилась в Лагоре, когда знаменитая Рани-Шанда была удалена, а сын ее Лалл-Синг подвергнут почти тюремному заключению, тогда Британское Правительство обратило внимание и на Мультан и потребовало от него дани, как от области, подчиненной Лагору.

Саван-Малля уже не было в живых; он погиб в одном возмущении и место его занял сын его Мухраджа. Новый правитель обещал удовлетворить справедливым требованиям Англичан; но отозвался, что он далеко не полный хозяин в своей провинции, что три четверти населения ее состоят из мусульман, которыми весьма трудно управлять при помощи малого числа Сейков, и что, наконец, подати вносятся очень неисправно. В доказательство своей благонамеренности, он убедительно просил Лагорское Правительство прислать агентов для исследования на месте истинного положения дел и для содействия ему в восстановления порядка. [199] Просьба была принята и два Английские, офицера, фан-Агнью (van-Agnew) и Андерсон, отправились в Мультан. Мухраджа принял их со всеми знаками Азиятского почтения, но вечером, в самый день первого свидания, после довольно жаркого спора об уменьшении дани, приказал атаковать конвой Английских агентов, который, состоя только из пяти сот человек, рассеялся почти без боя. Оба офицера были убиты на другой день, после упорного сопротивления.

Известие о сих событиях произвело в Лагоре сильное впечатление. Англичане никогда не пренебрегающие ни каким неприятелем, подумали сначала, что им придется иметь дело с значительными силами. С свойственною им рассудительностью они сообразили, что одна уверенность в успехе могла побудить к столь дерзкому поступку, что Мухраджа готовился вероятно в продолжение двух лет к войне, и посвятил все это время на новое сформирование той Сейкской армии, поражение которой стоило им больших усилий. Это случилось в исходе Апреля, то есть в начале дождливой поры, когда все реки выступают из берегов и движения большой армии становятся почти невозможными. Экспедицию отложили до прекращения дождей. Чтобы смирить Мухраджу, полагали необходимым собрать не менее 30,000 человек, что при военных [200]обычаях, существующих в Индии равносильно, по крайней мере, 140 или 150,000 человекам.

Предосторожность эта казалась необходимою; но смелость и мужество одного молодого офицера должны были уничтожить на этот раз ее ращеты.

В то время, когда агенты отправленные в Мультан, погибли там плачевною смертью, двадцатичетырехлетний поручик Эдвардс находился милях в тридцати, на севере Мультана, посреди мусульманских племен, живущих по берегам Инда. На него было возложено политическое поручение и он имел при себе около 1500 человек иррегулярных солдат набранных частию в Пендажбе, частию и между самыми теми племенами, которые ему надлежало успокоить. Чувствуя невозможность отступления, предвидя свою неминуемую гибель, при малейшем признаке слабости, он решился на отчаянный поступок: оставил цель своего поручения и вознамерился один отмстить за своих товарищей. Он обратился к фанатизму мусульман, которые ненавидят Сейков более нежели Христиан, объявил им, что настал час освобождения их Мультанских единоверцев, и имел такой успех, что месяца через два собрал армию слишком в восемь тысяч человек и смело выступил с нею в поход.

Английское начальство в Лагоре удивилось, [201] узнав о поступке поручика, но к чести своей, не нашло предосудительным, что молодой человек обнаружил гораздо более решительности, нежели оно само. Напротив, оно поспешило отправить на помощь Эдвардсу отряд, выставляемый по условию Ханом Бахавалпурским, и одну Сейкскую бригаду, под командою подполковника Куртеленда, а в доказательство своего удовольствия, предоставило поручику главное начальство над действующею армиею на все время кампании. Странным покажется, что двадцатичетырехлетнему молодому человеку был подчинен заслуженный подполковник; но как Эдвардс был агент политический, то мера сия не противоречила Английским законам. Подобные примеры случались и прежде, а всякий Англичанин подчиняется тому, что раз было допущено.

И Мухрадж, с своей стороны, не оставался в недеятельности. Узнав что неприятель идет на него с трех разных сторон, он выступил с своею армиею (8,000 человек и 10 орудий) с целию воспрепятствовать соединению Английских сил, и встретил их в тот самый день, когда они должны были соединиться, именно 18-го Июня. Начав с утра бой с отрядом, находившимся под личным начальством Эдвардса и еще отделенным рекою Ченабом от союзников, Мухраджа начал брать перевес: но два [202] полка отряда подполковника Куртленда успели добыть суда для переправы чрез реку и подоспели вовремя, чтобы склонить победу на сторону Англичан. Тогда соединенная армия двинулась прямо на Мультан и 1-го Июля одержала новую победу под стенами города. Судьба Мухраджи была решена. Покинутый войском, окруженный возмутившимися жителями, он заперся с немногими приверженцами в мультанской цитадели. По последним известиям, полученным в Европе, он еще небыл взят, но уже просил о капитуляции и получил от поручика Эдвардса в ответ требование безусловной сдачи.

Английские журналы наполнены похвалами поручику Эдвардсу и он во полне заслужил их. Решительностью и твердостью своею, сей офицер освободил государство от необходимости предпринять кампанию, то есть, сберег несколько миллионов и, независимо от собственной славы, прибавил новую прекрасную страницу к истории Индейской Армии, летописи которой обильны знаменитыми подвигами, Эдвардс, служащий ныне поручиком в Бенгальском фузелерном полку, вышел в 1840 году, из военной школы, основанной Ост-Индскою Компаниею в Адискомбе. Инженер-поручик Лек (Lake), особенно отличившийся в эту же кампанию, командуя контингентом Хана Бахавалпурсского (9,000 и 8 [203] орудий), еще моложе Эдвардса: он выпущен из того же учебного заведения в 1841 году.

Текст воспроизведен по изданию: Предприимчивость молодого офицера. (Эпизод из последних событий в Мультане) // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 76. № 302. 1849

© текст - ??. 1849
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
©
OCR - Иванов А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1849