НЕЧТО ОБ ИНДИИ И ОБ АРМИИ ИНДЕЙСКОЙ КОМПАНИИ.

В 1809 году, Мадрасское Правительство признало нужным убавить плату войскам. Сия убавка не была приятна Европейским Офицерам, до коих она касалась, и они сговорились действовать против сей меры. Правительство настаивало на своем: Европейцы явно взбунтовались и отказались исправлять службу. Тщетно старались убедить Мадрасский Европейский полк: он продолжал ослушаться, и объявил, что не хочет участвовать в экспедиции, готовившейся тогда против Голландских владений на Молюкских островах. Правительство обратилось к Сипаям; но и их Офицеры были за одно с Европейскими. К счастию, все усилия мятежников, не могли поколебать верности солдат: они постоянно отказались участвовать в заговоре и заблаговременно извещали о намерениях бунтовщиков. Между тем, послано было за Королевскими войсками: их присутствие привело бунтовщиков в должное повиновение. Во многих полках, Офицеры Компании были арестованы и заменены Королевскими Офицерами. В беспорядках сих, не участвовал ни один Сипайский солдат. Меры строгости, скоро заставили и Офицеров обратиться к должному повиновению: все утихло и бунт, угрожавший [133] Правительству уничтожением, послужил напротив того, к прочнейшему утверждению оного.

Ничто не может сравниться с укрепленными Индейскими городами, и с чистотою, в коей содержимы укрепления. Пространные, прочные, красивые крепости сии соединяют все, что служит к защит и способствует здоровью солдата. Особенно Мадрас, может служить образцом: защищенный цепью отдельных укреплений, он устоит против сильнейших армий. Так называемый Черный город, расположенный на морском берегу, верстах в двух от Мадраса, не мало способствует к безопасности крепости: многочисленное население оного восстанет при первой тревоге и приведет неприятеля в большое затруднение. Сама природа, кажется, поставила во множестве преграды, защищающие Мадрас. Европейские суда не могут подойти к берегу, ближе версты: на этом расстоянии, начинается волна, которая поднимаясь, трижды, с невероятною силою разбивается о береге. Европейская шлюбка, увлеченная сим валом, неминуемо должна погибнуть: части и связи оной не имеют ни довольно силы, ни довольно гибкости, чтобы выдержать такой удар; здешние же лодки, хотя и слабо сшиты, гнутся и уступают волне не ломаясь. Лодки сии вмещают от сорока до сорока пяти человек; легки и управляемы здешними уроженцами с удивительною ловкостию; к тому же, простые плоты [134] находятся всегда в близости, на случай, если бы лодку опрокинуло. Первый вал (иногда страшной вышины) подхватывает лодку и с неимоверною скоростию несет ее к берегу, другой следует за первым, и так далее, покуда выбросит на песок: тут ждут люди, чтобы вытащить ее на сухое место.

Плот составлен из нескольких, весьма толстых, крепко связанных вместе досок: один, или два Индейца управляют им. Многие из них носят на шее серебреные медали на серебреной цепи, данные им за спасение Европейцев. На голове у них шапка из пальмовых листьев, в которую прячут письма, когда куда нибудь посланы. Они смело отдаляются от берега на плотах, и часто выходят даже в открытое море.

Мадрас населен Европейцами и Армянами. Также есть здесь и парии, которые, как и в прочих странах Индии, находятся в презрении и притеснены своими единоземцами.

Окрестности прекрасны, дороги усажены по обеим сторонам деревьями. Близь Мадраса живет Аркотской Набаб. Владелец сей пользуется властию только по наружности. Он уступил действительные права свои Компании, которая в замену платит ему ежегодно условленную сумму. Однако же, когда он посещает крепость Св. Георгия: то ему салютуют двадцатью одним выстрелом. [135]

Мадраская гавань покрыта кораблями от Января до половины Октября. Тогда все суда выходят из нее: ибо после сего временя пребывание в оной опасно, и страховая контора не отвечает за те, которые не следуют сему общему правилу.

Текст воспроизведен по изданию: Нечто об Индии и об армии Индейской компании // Славянин, № 8. 1827

© текст - ??. 1827
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Славянин. 1827