Раджа Биджнийский.

Биджни, столица владения сего имени, лежит на 25 миль к В. от Голпары в Бенгалии, под 26° 29' С. шир. и 89° 47' В. дол. Крепость, или замок Биджни, защищен кирпичною стеною в 320 локтей длиною и 160 шириною; оно имеет вид паралелограмма и окружена рвом и частоколом иглистого бамбука; на каждой стороне сделаны дверные рамы; но дверей в 1809 году не было. Замок разделяется на комнаты наружние и внутренние; жены Раджи живут в сих последних. Он [299] также обведен кирпичною стеною в которой заключается небольшой домик также кирпичный, построенный одним человеком из Дакка, находящимся в службе Раджи; но Князь сей, в означенном году, еще не входил в оный, боясь, чтобы он не обрушился и не задавил его. Есть также несколько небольших кирпичных храмов для домашних богов и с сотню хижин покрытых соломой.

Город Биджни, в котором живет Раджа и от которого он получил свое титло, есть род неприкосновенной земли. Раджа говорит Англичанам, что он принадлежит к Бутану, а Бутанцам что земля его есть владение Британское; посему хотя там и есть стража, состоящая из нескольких Бутанцев и Сипайев которых он вероятно выдает за Англичан, но ни один чиновник сих правительств не вмешивается в дела Биджнийские. В 1809 году этот город был местом убежища всех негодяев, и между прочими одного Магометанского джемадара, которого солдаты, известные под именем беркендази (бросающие молнию) разоряли Ассам и производили [300] большие опустошения в этой несчастной и унылой стране.

У Раджи, царствовавшего в 1809 году, была карета о четырех колесах, построенная по Европейскому образцу, великолепные носилки и кристаллы. Он кормил двух слонов самцов, для служения его божеству и четырех самок, на которых он по временам ездил, но которые употреблялись большею частию, для приманки диких слонов, ловимых для продажи. Оркестр его состоял из двух баранов, дудки и туземного гобоя. Кроме других слуг было у него пятьдесят невольников и семьдесят невольниц. Следующие подробности о его образе жизни подадут понятие о привычках и обычаях туземных Государей, которых нравы не изменены сообществом Европейцев.

Радже сему, в 1809 году, было тридцать лет; он умел читать и писать на ученом Бенгальском языке. У него было только две жены и две наложницы. Он вставал около полудня; с час мылся и курил трубку. В час принимал он своих чиновников в хижине, прилежащей ко внешним комнатам; они сидели на голой земле, а он на низком[301] стуле; потом терли его маслом, что продолжалось с час; за сим он несколько минут молился, уходил во внутренние комнаты и ел что приготовила ему его тетка, имевшая к нему искреннюю привязанность. Этот обед продолжался с час и за ним следовал сон, занимавший столько же времени.

После сего Биджнийский владелец переходил в другую хижину по больше первой, и пандит, какой попадался, рассказывал ему анекдоты и происшествия того дня, или читал стихи на простонародном наречии. При захождении солнца Раджа снова молился и потом пандиты, его чиновники, или всякий веселый человек, расположенный шутить, разговаривал с ним до двенадцати часов ночи. Тогда Раджа уходил в покои своих жен, ужинал и разговаривал с ними до свету; потому что судьба его дяди, которому он наследовал, так пугала его, что он не смел закрыть глаз ночью.

Однажды в месяц ездил он гулять в своей карете, на слоне верхом или в паланкине; но он никогда не пускался за границы своих владении, и никогда не принимал посещении от особ близких к нему по сану.

Текст воспроизведен по изданию: Раджа Биджнийский // Северный архив, Часть 35. № 10. 1828

© текст - Булгарин Ф. В. 1828
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1828