Исторический опыт о происхождении, успехах и вероятных последствиях владычества англичан в Индии.

Соч. Сея.

(Перев. с французского.)

Мне кажется, что на твердой земле Европы вообще не имеют точного понятия о владычестве Англичан в Восточной Индии. Часто спрашивают; от чего происходит сие владычество? кем приводится оное в действо? Индийская ли Компания управляет тамошними странами, или военная власть, или же Правительство самой Великобритании? Все, как кажется, уверены, что владычество сие есть главнейший источник, из которого Англия почерпает свое богатство. В иных местах и самые Правительства, коим непременно нужно иметь истинные только понятия о вопросах Политической Экономии, разделяют в сем случае мнения простого народа. Они вообразили себе, что народы Индии стонут под игом, которое налагает на них [166] Великобритания, и что стоит только явиться там с военною силою, чтобы ниспровергнуть сие ненавистное и непрочное владычество. Мы помним, что Бонапарте хотел освободить Индию, проникнув туда чрез Египет.

За счастие почту, если успею рассеять сии заблуждения. Впрочем, какое любопытное зрелище представляет общество купцов, обладающее землею, которая заключает в себе в пять или в шесть раз более пространства, нежели Англия, и по сказаниям одних, 40, а по известиям других, 70 миллионов подданных! Если бы даже владычество сей Компании существовало только по имени, если бы оно было выгодно только для самой Индии, и противно пользам Компании; если бы оная не была в состоянии управлять как должно своими делами, и уплачивать капиталы, внесенные ее акционерами и заимодавцами, то сколь важно было бы и в сем случае открытие истины, сколь занимателен для наблюдателя порядок вещей, которому нет примера в летописях мира, и который, может быть вскоре, претерпит важные перемены!

Первая привиллегия на торговлю за Мысом Доброй Надежды, дана была [167] Королевою Елисаветою обществу купцов в 1600 году. Капитал оного, составленный из акций, по 1260 франков каждая, составлял только 1,800,000 франков (Я исчисляю все суммы Французскою монетною и круглыми числами, полагая фунт стерлинг в 25 франков. Предмет сей не требует большей точности. Соч. Русский Переводчик удержал это, ибо франк ныне имеет достоинство нашего ассигнационного рубля, с незначительною разницею.). В правление Кромвеля, привиллегия сия была уничтожена в 1655 году, и торговля с Индиею, независимою тогда Империею, управляемою Ауренгзебом, открыта была всем Англичанам; но года через три после того, привиллегия сия восстановлена снова, и существовала до 1689 года. В сие время, (т. е. год спустя после революции, вторично низведшей Стуартов с престола Англии), в правление Вильгельма, дурное положение финансов заставило принять предложение о составлении новой Компании, которая, в уплату за просимую и полученную ею привиллегию, обещала дать Правительству в займы 50 миллионов, по 8 процентов в год. [168]

Особенно же отличается сия уступка Правительства тем, что оная сделана была по предложению Парламента, и что ею подтверждены права, дарованные Компании прежними хартиями, а именно: устроивать плантации и обладать оными, учреждать конторы и строить укрепления, для обороны в случае нападения. Никто не воображал тогда, что сим самым актом полагали основание пространной Империи. При укрепленных владениях, нужны войска для защищения их; надобно сопротивляться нападениям врагов, заключать союзы, мирные договоры, и действительно права сии, весьма близкие к правам само держания, дарованы были в 1698 году агентам Компании; но, по ограничению, отличающему эпоху времени, им позволено было вести войну и заключать мир только с теми Князьями и народами, кои не исповедуют Христианской Веры.

Дотоле, Компания в Индонстане была в одном положении с Набобами, Раджами, Ханами и другими небольшими Князьками, которые постепенно делались независимыми от сильных Владельцев Могольских, Татарских и Персидских, несколько раз покорявших своей [169] власти сии прекрасные и пространные земли.

С той поры привиллегия Компании была возобновляема по временам, со всеми формами, соблюдаемыми в Англии при обнародовании законов. Иногда условливались, что привиллегия будет продолжаться до уничтожения оной Правительством, которое обязуется за три года известить о предстоящем уничтожении; иногда назначали для существования привиллегии известный срок, по истечении коего продолжали оную, заставляя Компанию платить за сию милость пожертвованиями, которых она почти всегда избегала.

До 1753 года во власти Индийской Компании были только некоторые города, или, лучше сказать, несколько крепостей, как например Мадрас, построенный для защищения небольшой округи. Около сего времени Дюпле, Губернатор Французских владений в Индии, человек предприимчивый, способный, но не весьма совестный в выборе средств к достижению своей цели, подал первый пример страсти к приобретениям: хотя это не извиняет того образа, который приняла сия страсть у Англичан, но по [170] крайней мере служило ей поводом. Мадрас, главнейшее в то время поселение их в Индии, сдался на капитуляцию небольшой Французской армии: Дюпле нарушил капитуляцию, объявил себя союзником одного Индийского Князька, находившегося в войне с другим, и научил Англичан сей Махиавелевской политике, которая в последствии была им столь полезна, то есть, вмешиваться во все войны Государей той страны, и побеждать одного из них посредством другого. Они объявляли себя во всяком случае противниками тех, которым покровительствовали Французы. — Лорд Клейв, человек с большими талантами, в половине прошедшего столетия начальствовал силами Компании: он кончил тем, что одержал совершенную поверхность не только над Французами, но и над Индийцами, состоявшими под их покровительством. На этом поприще трудно остановиться среди успехов. — И Англичане пустились в завоевания. Превосходство силы всегда склоняло успех на ту сторону, которой они помогали, вмешиваясь во все споры тамошних владельцев. Они получали долю из всех добыч побежденного, а победитель, [171] обязанный им своим престолом, соделывался их данником, доколе они, почувствовав в себе довольно силы, не вздумают низвергнуть и его в свою очередь.

Типпо-Саиб, Султан Мизорский, последний владелец, коего могущество могло быть им опасно, пал на развалинах своей столицы Серингапатнама, при взятии оной приступом в 1799 году. С того времени владычество Компании простирается по всему течению Ганга, за Дели, по всему острову Индии, кроме некоторых мест Малабарского берега, повинующихся Португальцам, или небольшим Мусульманским Князькам; еще немногих областей, занимаемых Марраттами и мест, где существовали Пондишери и Чандернагор, которые возвращены Французам по миру 1814 года, и не служат ни к нему, кроме разве прикрытия торговли Французских кораблей с Британскими владениями.

При первом удобном случае, все сии земли подвергнутся власти Английской Компании, которая очень хорошо знает, что она может взять оные, лишь только Английская политика в Европе ее к тому уполномочит. Она обладает всем [172] прочим, и владычество ее может почитаться утвержденным, с востока к западу от Инда до реки Буремпутера, то есть: от стран сопредельных Персии, до земель, касающихся Китая, а от юга к северу между морем Индийским и горами Тибета. Сие разумеется не в том смысле, чтобы Англичане и их агенты сами управляли сим огромным пространством земли. Она разделена на множество Княжеств, управляемых на различных правах Набобами, Раджами и маленькими Князьками, которые все заимствуют власть свою посредственно или непосредственно от Англичан, и управляют по их благорасположению. Их можно почитать казенными агентами или арендаторами, которые платят Компании часть податей, взимаемых ими с своих подданных. Если они не оказывают большого повиновения, то на место их назначаются другие.

В то же время Компания непосредственно управляет многими пространными областями, в коих она имеет достаточные силы, для удержания всех остальных в повиновении. Главный город оной есть Калкутта; там находятся все заведения, которые существуют [173] обыкновенно в столице обширного Государства; множество чиновников гражданских и военных, великое число Европейцев, которые ведут на свои счет торговлю с прочими странами Азии и с Европою. Европейцы обитают там вообще в великолепных зданиях, и живут с Азиятскою пышностию. — Они подраждают богатым Индийцам и превосходят их в роскоши. Население Калькутты простирается, как говорят, от 6 до 700,000 чел., большею частию Индийцев, фабрикантов и мелких купцов, обитающих большею частию в хижинах. К тому должно присовокупить слуг и великое число носильщиков паланкинов, которые, по причине воздержности своей, работают за весьма дешевую плату.

Таково положение Компании в Индии. Но, в отношениях с Англиею, своею метрополиею, ее можно почитать только посредницею владычества Англичан над сею частию Света. По мере распространения ее власти и умножения податей, Английское Правительство требовало у ней своей части, хотя Компания всегда платила издержки на военные силы, которые Правительство предоставляло в ее [174] распоряжение. — Правительство, обладая правом взимать подати, предоставляет на время Компании отправление сих прав. С 1767 года, когда завоевания Лорда Клейва превратили торговое общество в настоящее Государство, положено было, чтобы Компания платила ежегодно Правительству по 10 миллионов, но плата сия была производима весьма неисправно, под предлогом издержек, в которые Компания должна была входить для покорения независимых Князей, так, что в 1773 году, она не только не была в состоянии уделит что либо из доходов, получаемых ею с владений своих в Индии, но должна была занять у Правительства, или лучше, у народа, за поручительством Правительства, 35 миллионов.

В 1785 году, она просила отсрочки на заплату таможенных податей, которыми она должна была Английскому Казначейству, и которые были весьма значительны. В 1812 году Правительство заняло для Компании еще 62 миллиона.

Все сии затруднения и другие причины, в которые входить нет надобности, привели Компанию постепенно в совершенную зависимость от Английского Министерства. Директоры оной, находящиеся [175] в Лондоне, подают вид, будто управляют чрез своих агентов владениями Компании, ибо она им за то платит; но в 1784 году, Министерство, уполномоченное Парламентом, учредило бессменный Совет, называемый Контрольною Экспедициею (board of Control), которая обыкновенно составляется из первого Министра и доверенных его особ. Директоры должны соглашаться с сим Советом в определении чиновников к местам и во всех военных и политических действиях. Сей то Совет действительно управляет Индиею. Директоры пользуются некоторою свободою только в торговых действиях.

Определение чиновников на все места в Европе и в Азии, или утверждение их в должностях, дает Правительству важное в тех местах влияние.

Полагают, что Компания содержит ныне в Индии 15,000 гражданских чиновников, из того числа, 3000 Европейцев; 160,000 солдат и офицеров, в том числе 20,000 Европейцев, то есть все офицеры, 25,000 морских чиновников: что составляет 200,000 чел., получающих от оной жалованье. [176]

Ныне должно узнать, какие экономические выгоды Индийская Компания или Англия получали или получат от обладания сею колониею.

Во первых, приняв в соображение самые новые и достовернейшие сведения, находим, что в 1798 году, не смотря на продолжавшийся четыре года мир в Индии, доходы Англо-Индийского Государства составляли 201 миллион франков. Расходы, причислив к оным проценты с долгу, простирались до 203 миллионов, что составит недоимку расходов против дохода в 2 миллиона франков. Сие зло чрезвычайно возрастало в правление Маркиза Веллеслея, не смотря на все пособия, которые ему платили союзники, и на распространение Английских владений. В 1806 году, при окончании его правления, доходы составляли 386 миллионов, а расходы, включая проценты с долга, 442 миллиона, что составляет недоимку в 67 миллионов.

Английские публицисты неоднократно старались решить, от чего происходит сей возрастающий недостаток финансов Компании, от убытков ли ее в своем управлении, или от убытков по торговле. Сии последние узнать труднее, ибо она не дает в них Контрольной [177] Экспедиции отчета. Впрочем полагают, что она получает выгоды в торговле с Китаем, но что выгоды сии слишком недостаточны для прикрытия потерь ее в прочих отраслях коммерции. Доказательством сему приводят то, что, когда она в 1808 году внесла в Парламент просьбу о вспомоществовании, Директоры представили оному ведомость всем товарам, отправленным в Индию и Китай с 1797 по 1807 год, и всем полученным в возврат. Сии ведомости показывают излишек товаров посланных против полученных, на 142 миллиона в 11 лет, что составляет ежегодную недоимку в 11 миллионов, которые должно прибавить к убыткам, претерпеваемым ею по управлению, и сие составит 68, вместо 57 миллионов.

Все сии сведения заимствованы из Адама Смита, из Колкгоуна, из сочинения (достойного величайшего уважения) о народном долге Роберта Гамильтона, и особенно из превосходной Истории Английской Индии, изданной в 1817 году Джемесом Миллем.

После сего изложения, неудивительно, что Индийская Компания, вошла в несметные долги, частию в Индии, частию в [178] Европе, тем более, что, не смотря на все свои потери, она никогда не переставала платить своим акционерам участков прибыли состоящей из 10 1/2 процентов. В 1805 году она признавала долгу в Англии 150 миллионов и в Индии 640, а всего 790 миллионов. Но должно заметить, что она утвердила сей долг, исключив из оного требования, которые почитает себя в праве взыскать с своих должников. Но если сии должники большею частию не в состоянии уплатить ей, то она никак не может вычесть этих сумм из собственного своего долгу.

Что должно думать, например, о цене крепостей, магазинов, других строений и движимого имущества, которые она почитает действительными суммами (qu’elle compte dans son actif)? Во-первых, все сии предметы не могут ни для кого иметь той цены, которой они стоили Компании, и на которой основана их оценка; во-вторых, Правительство не может пользоваться доходами с недвижимых имуществ, как частный человек. Если частный человек сделает на земле, стоящей 100,000 рублей, улучшений на 50,000 рублей, то он может льстить себя надеждою, что, по цене употребленного им [179] капитала, продаст сию землю за 150,000 рублей. Исправления подвержены продаже, ибо и землю продашь можно. Но Правительство пользуется только временно своими владениями. Когда они переходят к другому Правительству, то сие последнее не может дать прежнему отчета в общественных учреждениях, которые оно рассудило за благо делать. Сии учреждения почитаются сделанными для общей пользы; они продолжают платить обществу проценты с капитала, употребленного на содержание их, посредством оказываемых ему услуг. Новое Правительство имеет право сказать cтарому: «не вы, а управляемые вами представили капитал для сих учреждений; вы обязаны предоставить им пользу с сего капитала; мы исполняем только ваши обязанности, и не можем заплатить вам капитала, с которого мы должны платить проценты».

Другие претензии Ост-Индской Компании столь же мало могут быть исполнены. Например, Компания считает действительною суммою 43 миллиона, употребленных на экспедицию, предпринятую ею в Египет в то время, когда Бонапарт хотел овладеть сею страною. Но [180] издержки сии более сделаны были для выгод Компании, нежели в пользу Английского Правительства, которое не признает сего долга. Великобританское Правительство более, может быть, имеет права требовать у Ост-Индского Правительства уплаты издержек, которых ему стоили флот Нельсона и экспедиция, освободившая Египет от Французов. По меньшей мере требования сии уничтожаются взаимно.

То же должно сказать и о сумме в 50 миллионов, которую должны Компании Набоб Аркотский и Раджа Танжорский; сии два владельца конечно не будут стараться об уплате сего долга Компании, которая в последствии покорила их землю, и не оставила им к тому средств.

И все сии неосновательные претензии составляют до 400 миллионов, которых нельзя исключить, как полагает Компания, из признанного ею долга 790 миллионов 5 следственно весь сей долг простирается до 1200 миллионов.

И так, основательно почитают Английскую Ост-Индскую Компанию обществом и торгующим и владычествующим, которое, не выигрывая ничего ни [181] в своем владычестве, ни в торговле, принуждено бывает ежегодно занимать суммы, для раздачи мнимой прибыли своим акционерам.

(Окончание впредь.)

Текст воспроизведен по изданию: Исторический опыт о происхождении, успехах и вероятных последствиях владычества англичан в Индии. Соч. Сея // Северный  архив, Часть 13. № 2. 1825

© текст - Греч Н. И. 1825
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный  архив. 1825