ОБЩЕСТВО ФЕНСИГАРОВ В ИНДИИ. Фенсигары сброд всех каст и племен, разбойники, заимствовавшие свое имя от орудия, которым они совершают убийства. Благодаря беспечности туземных владетелей, эти головорезы пользуются относительной безнаказанностью; их ловкость равняется только зверству и свирепой радости, которые обнаруживают они в своих злодействах. Они боятся нападать на Европейских жителей, но туземцам грозит от них беспрестанная опасность.

«Шайка этих разбойников, говорит Oriental Annual, содержит в себе от двенадцати до шестидесяти или семидесяти человек. Они грабят всегда далеко от своего притона, не бывают дома иногда по нескольку месяцев и, [97] возвратившись, проживают добычу самым распутным образом. Жертвою их обыкновенно — путешественники, которые попадутся им на дороге. В одежде богомольцев или под видом семей, — отправляющихся в отдаленную часть края, они обманывают неосторожных мирною, кроткою наружностью, и, отклонив таким образом всякое подозрение, без труда прибирают их к рукам. Каждая шайка этих убийц имеет начальника, у которого они в совершенном повиновения. Он управляет всеми их проделками, но вообще не принимает в них личного участия, разве когда надо что-нибудь выведать, и в других не слишком опасных случаях, где нужно более хитрости чем отваги и проворства.

«Обыкновенно совершают они убийства следующим образом: убаюкав свою жертву искусным притворством, один из них вдруг накидывает ей на шею мертвую петлю, употребляя к тому платок или узкий лоскут кисеи, и стягивает ее изо всей силы. В ту же минуту товарищ ударяет несчастного по поджилкам: он падает и тем скорее задыхается в петле. Впрочем как скоро он упадет, они еще бьют его по вискам, пока страдание его совершенно кончится: это обыкновенно дело одной минуты. Все идет так быстро и так ловко, что страдальцу некогда и подумать о сопротивлении: какова бы ни была его сила, она никогда или почти никогда не пособит ему против этих наторелых убийц».

Их вера освящает все злодеяния; но если они нарушат в чем-нибудь правила, установленные между ними касательно совершения убийства, это почитается оскорблением их кровожадного божества, и они должны принесть очистительную жертву. Так же строго исполняют они и все обряды своего богослужения.

«Нравственная испорченность этих несчастных так велика, что они повидимому не подозревают ничего унизительного в своем зверском ремесле. Если их спросить, как им не стыдно проливать так ужасно кровь человеческую, они отвечают: — «У меня и отец и мать были фенсигары; надобно ж делать то, к чему они меня выростили. Да и как бы мне жить, если б я не отправлял [98] ремесла, которое мне всех более знакомо?» Им в голову не приходит мысль, что грешнее убить человека чем другое животное, и так как они вообще верят в предопределение, то, быв пойманы, не обнаруживают ни малейшего страха к смертной казни; они полагают, что пришел их час, и что всего лучше встретить его с мужеством, тем более, что страхом не избегнешь судьбы, определенной в том или другом виде каждому человеку.

«Спросите пойманного фенсигара, чем он добывал хлеб: он тотчас перечтет вам без зазрения совести все свои убийства и расскажет с диким удовольствием, как он славен между своими ловким употреблением петли.

«Все фенсигары учат детей своих ремеслу, разве они очень слабы или с каким-нибудь телесным недостатком: в таком случае их предоставляют собственной наклонности, и они обыкновенно проводят всю жизнь в бездействии.

«Курс учения постепенный: достигнув десяти лет, мальчик в первый раз сопровождает фенсигаров на разбой; но его исподоволь готовят к этому, приучая смотреть на разные жестокости почти с той поры, как он начинает смыслить. Перед посвящением в фенсигары, его отдают под надзор пестуна, который по большей части ему родня и которому он должен оказывать величайшее почтение и покорность в чем бы то ни было. Сначала мальчик у него только для прислуги, — подает платье, бегает на посылках, готовит кушанье, моет белье, и так далее. Иногда сам отец бывает наставником своего сына, но мальчик оказывает к нему не более послушания как и к постороннему пестуну: в обоих случаях и власть и повиновение ровно беспредельны.

«Если ребенок повстречается с путешественниками, в они станут его спрашивать, он так приучен скрывать ремесло своих товарищей, что тотчас даст самый правдоподобный ответ кто они, куда идут и зачем, и так как он рассказывает все это с детской откровенностью, то никогда почти не возбудит подозрений. Если б подозрение и возникло, путешественник не имеет ни каких [99] средств воспользоваться открытием, а фенсигары, как скоро заметят за собою присмотр, тотчас переменяют дорогу и ускользают от самых тщательных преследований. Основный закон их общества — никогда не подвергаться вероятности быть узнанными, если только можно этого избегнуть; и так ненарушимо соблюдают они это правило предосторожности, что надежда самой богатой добычи не заставит их преступить его там, где грозит опасность.

«Всего ненавистнее в характере фенсигаров то, что они часто давят людей из одного бесчеловечия и для того, чтоб упражняться в своем ужасном искусстве; бывает слишком много случаев, в которых они не могут оправдать своих злодейств даже корыстолюбием. Замечательно, с каким равнодушием они смотрят на то, что их почитают извергами. Они сами признают себя за зверей, одаренных разумом, и этот дар делает их только опаснее для общества, с которым они в вечной войне. Они без стыда приравнивают себя к тиграм и утверждают с логическими доводами, вполне достойными их ремесла, что как эти дикие звери побуждаются необходимостью и исполняют свое предназначение терзая других животных, так и они истребляют только тех, кого им выгодно и кто составляет поэтому их естественную и законную добычу. Притом же, говорят они, люди, которых мы давим, предназначены быть убитыми; мы только исполняем неизбежный приговор судьбы. Фатализм лишает их всякой способности к раскаянью».

Любопытно было бы знать, не существует ли у фенсигаров чего-нибудь подобного тому чиноначалию, какое было у Ассасинов. Легче представить себе общество людей слепым орудием некоторых, чем поголовно бесчеловечным.

Текст воспроизведен по изданию: Общество фенсигаров в Индии // Библиотека для чтения, Том 14. 1836

© текст - ??. 1836
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Библиотека для чтения. 1836