ПОХОД РОССИИ НА ИНДИЮ КАК СРЕДСТВО ОСЛАБИТЬ АНГЛИЮ.

Письмо А. Н. Сеславина к князю П. М. Волконскому 1.

1-го декабря 1819 г., Паламос, в Каталонии.

Близ полугода, как я просил вас поручить мне должность, ежели его императорскому величеству не угодно, чтобы я, скрыв мое звание, сделал путешествие от Калькутты в Ост-Индию чрез Делли, Кагор в Кабул, осмотрев берега реки Гангеса и Инда, оттуда чрез Бухарию и степи в Оренбург или Салочковскую крепость, пункты, откуда должно начать наше движение, ежели бы решено было когда-нибудь предприятие на ост-индийские английские владения. Известно, что ветры от мыса Доброй Надежды дуют постоянно полгода в одну сторону и полгода в другую; чтобы прибыть заблаговременно на мыс и избежать противных ветров, отправляются обыкновенно из Европы в октябре или ноябре; пропустив сие время, должно ожидать случая целый год. Одно место в корабле, который отправился на Калькутту из Дюнкирхена, удержано было для меня до ноября месяца. Но, не быв удостоен ваших ответов столь долгое время, я потерял прекрасный случай оказать величайшую услугу отечеству, презирая бедствия и опасности, которым я мог подвергнуться.

Предполагая, что служба моя и пламенное усердие к престолу соделались не нужными, я прошу покорно ваше сиятельство исходатайствовать мне позволение остаться в Италии; вы избавите меня от издержек, которые могли бы меня расстроить совершенно, возвращаясь [600] в Россию, ибо арендатор не платит денег, отзываясь неурожаем, а при том теплый климат способствует много к остановлению кровохаркания и к излечению груди, которую я разбил при падении в ров с вала, будучи ранен насквозь при штурме Рущука 2, где я, приведя колонну Уварова на назначенный пункт, первый взошел на крепостной вал; генерал-лейтенант Уваров тому свидетель. Ежели бы вы почли сие невозможным, увольте меня от службы; я вполне отдаюсь на волю вашу; я не хочу занимать место другого, который имеет, может быть, более способностей, нежели я, не смотря на беспрерывные занятия мои, которые заставляли меня желать быть употребленным единственно для того, чтобы прннесть плоды оных на пользу службы. Ваше сиятельство всегда были ко мне милостивы, по гроб того не забуду; скажите мне откровенно, потерял-ли я милость и благосклонность государя, — это было бы для меня громовым ударом, или не находит во мне способностей, свойственных званию генерала; ибо более ничего нельзя сказать про меня: в преданности моей к государю я буду спорить со всяким; я еще молод, могу употребить себя на другое, я буду полезен самому себе, ежели я столь несчастлив, что не могу быть полезным отечеству; тогда мне ничего не нужно; я обходился и обойдусь без большого, несмотря на то, что ограблен родною сестрою в то время, когда я, защищая земли моих прародителей, проливал кровь. Тверской губернатор по сие время не сделал ничего по сему делу; могли бы в другом ослабить уважение и доверенность к законам, но не во мне. Дай Бог, чтоб я ошибся в моих предположениях, ибо ничего не желаю, как только быть полезным службе и соделаться достойным той благосклонности монарха, которою я пользовался в продолжение 22 лет офицерской моей службы. Ежели я ошибся в моих предположениях, простите меня великодушно: сие происходит от нетерпеливого желания служить, а время проходит.

Не думайте, ваше сиятельство, чтоб предприятие мне основано было на легкомыслии; с 1807 года, когда я принужден был оставить службу по неудовольствию, я решился предпринять путешествие в Ост-Индию, собрав наперед нужные сведения о странах, которые я должен был проходить. Рассуждая часто об Англии и о причинах возвышения ее, утвердился в той мысли, что не в Европе должно искать средство ослабить влияние Англии на твердую землю, но в Ост-Индии. Россия к ней ближе всех; одна Россия в состоянии разрушить владычество англичан в Индии и овладеть всеми источниками ее богатства и могущества. Вот, что побудило меня [601] предпринять путешествие в Ост-Индию не чрез Персию, ибо на коварных персиан полагаться нельзя, но чрез Бухарию и Кабул должно будет проходить; будущая внутренняя война в Персии за наследство и неминуемая война англичан с Северною Америкою, удвоив долг Англии до двух тысяч миллионов фунтов стерлингов, подадут новые способы исполнить наше предприятие. Три года тому назад, как наши купцы из Сибири встретились с англичанами, переодетыми в молебщиков, у источников Гангеса, которая выходит из ледяных гор Гималайя в Багхирати или Делли. От сего я заключаю, что ежели из Сибири и из Оренбургской линии, из разных пунктов, посланы будут надежные люди в направлении на Тибет, Багхирати, Кагор и Делли, мы будем иметь подробное сведение о путях, самых трудных для прохождения войск и неизвестных по сие время. От Делли, первой английской колонии, останется 1.000 верст до Калькутты, земли населенные и изобильные, следовательно, удобные для прохождения войск.

Я не прежде оставил Петербург, как посоветовавшись с Петром Петровичем Коновницыным, которому я открыл мое предприятие. Я просил г. Вязьмитинова 3 исходатайствовать мне паспорт, как простому дворянину; посоветовавшись с вами, объявил мне, что государь отказал в моей просьбе, это было для меня большим препятствием, и я решился чрез некоторое время открыть вам мне намерение. В 1813 году, когда я сделал предложение идти с отрядом от Страсбурга в Испанию на соединение в Веллингтоном, предприятие, которого успех зависел от тайны, было известно всей армии прежде моего отправления. Этот случай заставил меня быть осторожнее во всех моих предприятиях.

Армия, употребленная в последней войне в Индии, под командою генерала Гастингса, состояла из 90.000 человек, из коих 10.000 единственно европейских войск; прочие же из индийских дисциплинированных солдат (cipayes), под командою европейских офицеров. Нынешняя оборонительная линия английской земли в Индии — 2.500 английских миль. Всего же народа считается в Индии около 100 миллионов на пространстве одного миллиона квадратных миль. Три пятых сего многочисленного народа повинуется ныне Великобритании. Армия ее коснулась гор Тибета и открыла источники Гангеса (Gange) и Инда (Indus). В 1819 г. подробная опись регулярных и иррегудярных войск, содержимых в восточной Индии: европейской инфантерии — 20.978, кавалерии — 4.692; артиллерии — 4.563, всего 30.253 чел.; индийской инфантерии 132.815 чел., кавалерии — [602] 11.011, артиллеристов — 8.759; всего регулярных индийских войск (cipayes) в службе компании 152.585 чел.; всего-навсего регулярных войск 182.836 ч. Сверх того находится 24 или 25 тысяч иррегулярных и около 6.000 инвалидов.

Ожидая ответа от вашего сиятельства, я отправился на остров Минорку, чтобы осмотреть важнейший из портов Средиземного моря и крепость оного Магон, куда англичане, после экспедиции на Алжир, вошли со всем флотом, для починки оного. Если Соединенные Штаты Северной Америки посредством переговоров с Испаниею приобретут Флориду, англичане по сему остров Кубу, почему бы нам не исходатайствовать полуостров Калифорнию, который граничит с нашими владениями в Северной Америке, и остров Минорку с портом Магон; первый послужить нам к распространению торговли и доставит нам великие выгоды, последний нужен нам для укрытия наших флотов в Средиземном море и для будущих предприятий, заставляя более и более уважать наш флаг. Мы имеем право, кажется, всего от Испании, ибо мы были столь добры к ним, что уступили часть нашего флота; между нами сказать, как же они нас бранят за сию драгоценную уступку, утверждая, что флот сей вовсе негодный.

Пишу вашему сиятельству из Паламоса в Испании, близ Барцелоны, куда буря заставила нас укрыться; купеческие корабли, которые не последовали нам, погибли в наших глазах. Исправя снасти, отправляюсь в Магон и оттуда в Гибралтар.

Тоска по отечеству начинает съедать меня. Простите меня, что наскучил вам политическими моими идеями; обещаю вам не писать более о них. Прошу вас удостоить меня двумя строками своеручно, я почту сие новым доказательством вашего расположения ко мне 4.

Сообщ. Михаил Соколовский.


Комментарии

1. Знаменитый партизан, участник войн 1812–1814 г.г., Александр Никитин Сеславин (р. 1780, ум. 1858) жил долгое время за границею, где лечился от полученных им ран. Князь П. М. Волконский занимал тогда должность начальника главного штаба его императорского величества.

2. В 1810 году.

3. Сергея Козьмича.

4. Арх. главн. штаба, дела канцелярии начальники главного штаба, св. 30, д. № 1083.

Текст воспроизведен по изданию: Поход России на Индию как средство ослабить Англию // Русская старина, № 3. 1904

© текст - Соколовский М. 1904
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1904