ПИСЬМО И. А. ЭЙЛЕРА В. ФРАНКЛИНУ

(Публикация и примечания М. И. Радовского (Ленинград)) 1

С. Петербург, ноября 1789.

Милостивый государь,

Императорская Академия Наук просит Вас принять диплом Иностранного члена 2, если она одна из последних преподносит Вам этот публичный знак своего уважения, 3 она уже в течение четверти века не уступала ни одной другой Академии в преклонении перед Вашими редкими заслугами 4.

По случайным обстоятельствам княгиня Дашкова 5, наш президент, полагала, что уже задолго до ее назначения ее предшественники 6 приобщили Вас к нашей Корпорации; иначе она это сделала бы в самый момент своего вступления в Академию в уверенности, что она не могла бы лучше ознаменовать начало своего правления. Во всяком случае она почитает себя счастливой, что этот акт публичного почтения достался на ее долю, хотя она выполняет его и с опозданием. Счастливой почитает себя и Корпорация наших академиков, что может числить Вас среди своих сочленов 7, и горячо желает иметь это удовольствие еще много лет.

Примите, милостивый государь, мои искреннейшие пожелания о Вашем долголетии и не откажите благосклонно вспомнить обо мне.

Имею честь оставаться с глубоким почтением, милостивый государь

и весьма знаменитый собрат.

Ваш

смиреннейший и покорный слуга

Иоганн Альберт Эйлер 8

Непременный секретарь Академической Конференции

г. Вениамину Франклину


Комментарии

1. Письмо печатается по отпуску-автографу на французском языке. Архив АН СССР, ф. 1. оп. 3, №83. Перевод Т. Н. Кладо.

2. Так в XVIII в. назывались почетные члены Петербургской Академии наук, проживавшие не в России.

3. Первой научной корпорацией (не считая университетов), воздавшей должный почет В. Франклину (1706-1790) было Лондонское королевское общество, что, впрочем, было сделано не без борьбы в его среде. Труды Франклина по электричеству, обессмертившие его имя, вначале не только не признавались, но были подвергнуты осмеянию; об этом Франклин подробно рассказал в своей автобиографии (См. The life of Benjamin Franklin, written by himself. Now first edited from his original manuscripts and from his printed correspondence and other writings, by J. Bigelow. Second edition revised and corrected. London. 1890, vol. p. 344 и сл.).

4. Признание заслуг Франклина было выражено Петербургской Академией наук более чем за тридцать пять лет до того. 12 июня 1752 г. в печатном органе Академии — «С. Петербургских ведомостях» (№ «46) появилась заметка, в которой сообщалось об опытах американского исследователя с атмосферным электричеством, дававшим возможность «охранять себя от громовых ударов». Газета также сообщала о повторении опытов Франклина в Европе и о полученных результатах (см. № 58 от 21 июля 1752). В Петербурге изыскания по атмосферному электричеству не просто повторялись; они были продвинуты значительно вперед трудами Рихмана, Ломоносова, и, в особенности, Эпинуса. Роль последнего в развитии идей Франклина приравнивается к той роли, которую Максвелл сыграл в деле развития учения Фарадея (ср. Я. Г. Дорфман. «Эпинус и его трактат о теории электричества и магнетизма», в кн.: Ф. У. Т. Эпинус «Теория электричества и магнетизма» Ред. и прим. проф. Я. Г. Дорфмана. Изд-во АН СССР, 1951, стр. 536-537).

5. Дашкова Екатерина Романовна (1744-1810). основатель и президент Российской Академии (которая существовала с 1783 по 1842 гг.) и директор Петербургской Академии наук (1783-1796). Ее часто называли президентом Академии наук, так как номинально числившийся на протяжении более полувека (1746-1798) президентом К. Г. Разумовский никакого участия в делах Академии, исключая первые несколько лет, не принимал. Из всех лиц, возглавлявших Академию наук в XVIII в., Дашкова, если не считать И. А. Корфа, была наиболее деятельной и принесла заметную пользу отечественной науке и литературе.

С Франклином Дашкова познакомилась в Париже, о чем рассказала в своих воспоминаниях, написанных на французском языке и изданных впервые на русском языке А. И. Герценом (1859). Франклин постоянно посылал ей труды созданного им Филадельфийского философского общества. (См. Записки княгини Дашковой. Пер. с франц. по изданию, сделанному с подлинной рукописи. С приложением 4-х портретов, разных документов, писем и указателя. Под ред. и с предисловием Н. Д. Чечулина. СПб., 1907, стр. 210 и сл.).

6. Предшественниками Дашковой на посту директора Академии наук были:

В. Г. Орлов (1743-1831) и С. Г. Домашнее (1743-1795); первый занимал эту должность с 1766 по 1774 г., второй — с 1775 по 1782 г.; оба они были далеки от науки и мало содействовали ее развитию, особенно Домашнев.

7. Избрание Франклина состоялось 2 ноября 1789 г. Вот что записано в протоколе Конференции: «Ее сиятельство, княгиня Дашкова, заметив с удивлением, что знаменитый Веньямин Франклин не состоит в числе иностранных членов, повелела секретарю его представить, и этот знаменитый и почтенный ученый получил все утвердительные шары и был избран единогласно» (Протоколы заседания Конференции Императорской Академии Наук с 1725 по 1803 гг., т. IV, 1783-1803. СПб., 1911, стр. 204). Уместно упомянуть, что Дашкова была избрана почетным членом возглавлявшегося Франклином общества. В Протоколе от 18 августа 1791 г. значится: «Г-н профессор (так в XVIII в. назывались действительные члены Академии наук. — М. Р.) Крафт передал копию диплома почетного члена, который Философское Филадельфийское Общество прислало г-же княгине Дашковой, и который еще подписан собственноручно знаменитым доктором Франклином. (Эта копия передана в Архив, как лестный документ о выдающейся оценке литературных заслуг княгини даже со стороны отдаленных ученых обществ» (там же, стр. 270).

8. Эйлер Иоганн Альбрехт (1734-1800), старший сын Леонарда Эйлера (1707-1783), родился и умер в Петербурге. Ребенком уехал (1741) с отцом в Берлин, где последний возглавлял Физико-математическое отделение Академии наук. Как и отец, молодой Эйлер занимался вопросами математики, физики и астрономии. С 1754 г. состоял членом Берлинской Академии, в Астрономической обсерватории которой служил наблюдателем. Вместе с отцом вернулся в 1766 г. в Петербург, где занял место члена Академии наук, а через три года стал секретарем Академического собрания.

(пер. М. И. Радовского)
Текст воспроизведен по изданию: Письмо И. А. Эйлера В. Франклину // Вопросы истории естествознания и техники, № 1. 1956

© текст - Радовский М. И. 1956
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Николаева Е. В. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории естествознания и техники. 1956