Кенигсбергская, в 1758-62 гг., православная церковь;

настоятель ее спасо-ярославский архимандрит Тихон, его служение в ней и возглашение в ней имени Арсения, митрополита ростовского и ярославского. (Из «Ярославских епархиальных ведомостей» № 29-й 1893 г.).

За смертию, августа 10-го 1760 г., архимандрита Владимира Каллиграфа, Спасо-Ярославский монастырь оставался без настоятеля. Возникло в Св. Синоде рассуждение о сем, а также и о достоинстве состоявшего в сухопутном кадетском корпусе иеромонаха Тихона, который имел немаловременное и добропорядочное в том корпусе обращение и к произведению в означенный Спасо-Ярославский монастырь во архимандрита оказывался достойным. О сем иеромонахе Тихоне, по дирекции того корпуса, октября 29-го, от лица Св. Синода и его императорскому высочеству, великому князю Петру Феодоровичу, было докладывано, и по докладу сему от его высочества о произведении того иеромонаха Тихона во архимандрита благоволение воспоследовало. Св. Синод вследствие сего приказал: [616] означенного иеромонаха Тихона произвесть в С.-Петербурге в показанный Спасо-Ярославский монастырь во архимандрита. Ноября 1-го синодальным членом преосвященным Вениамином, епископом псковским, иеромонах Тихон во архимандрита и был произведен 1.

Новопроизведенный архимандрит Тихон, по фамилии Якубовский, был родом малороссиянин; происходил из уездного города Коропа, сын мещанина; учился он сначала в Чернигове, потом в Киевской академии, где и постригся в монашество. Оттуда определен в кадетский корпус иеромонахом. Не имея, по произведении в архимандрита, на содержание себя в С.-Петербурге и на исправление необходимых нужнопотребностей, а равным образом и на дорожный до Ярославля проезд, никаких денег, он вошел в Св. Синод прошением о выдаче ему из доходов Св. Синода на счет Спасо-Ярославского монастыря трех сот рублей. Сии деньги, по указу Св. Синода от 11-го декабря, и решено было ему выдать на условии возврата их с случайною денежною оказиею в Московскую синодальную контору 2.

Архимандриту Тихону теперь оставалось только ехать в Ярославль. От 10-го января 1761 г. из Ростовской духовной консистории в Спасо-Ярославский монастырь келарю иеромонаху Иосифу да казначею иеромонаху Пимену послан был уже и указ о назначении к ним нового архимандрита с повелением прочесть оный при собрании всей братии и служителей, а также опубликовать и в монастырских вотчинах. Но вместо встречи самого архимандрита монастырские власти в то же время прочли лишь другой указ консистории о высылке из синодальных Спасо-Ярославского монастыря доходов в Московскую синодальную контору 300 рублей. Архимандрит же Тихон в С.-Петербурге потребовался для исполнения некоторого нужнейшего дела, а именно для основания православной церкви в прусском столичном городе Кенигсберге, который в 1758 г. был взят российскими войсками. Туда он и отправился и там отправлял в новооснованной церкви священнослужение.

Уже из Кенигсберга архимандрит Тихон от 22-го июля 1761 г. обратился к преосвященному митрополиту с таким всенижайшим прошением:

Святейшего Правительствующего Синода члену, Великому Господину, Господину Преосвященнейшему Арсению Архиепископу, Митрополиту Ростовскому и Ярославскому,

премилосердому Архипастыреви моему, всенижайшее прошение.

«В данном при виправи мене нижайшего в Кенишберг, на секретную коммисию Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийския, из Св. Правительствующего Синода, от 8-го декабря прошедшего 1760-го года, [617] указе повелено мне нижайшему, ежели доведется по коммисии, до определения на место архимандрита Ефрема другого кого, здесь мне остаться службу Божию отправлять по чину и по месту монастыря Спасо-Ярославского».

«Но хотя мне нижайшему, в силу состоявшияся во 174 году августа в 11-й день, блаженныя и вечно достойныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, грамоты, чин священнослужения оного Спасо-Ярославского монастыря несколько и известен, однак я нижайший того без благословения и повеления Вашего Высокопреосвященства, яко Архипастыря моего премилосердаго, начать не смею и по ся пори».

«А что с прошением умедлил, не утруждал, то тому причиною всеминутное ожидание моего отсюда спасения».

«Ныне же, когда по обстоятельствам рассуждая, что того счастья скоро дождаться не уповаю, а многии такого священнослужения здесь ожидают, а особливо господин губернатор здешней, Василей Иванович Суворов 3, часто о том говорил мне, что я бы де многих иностранных в церковь привел, ежелиб де такое священнослужение отправляемо было, того ради, ежели ненадежно скоро мене нижайшего отсюда возратить, что единственне на высокоотеческой Вашего Высокопреосвященства Архипастырской милости зависит, то рабски молю, да благоволит Ваше Высокопреосвященство Архипастырское благословение прислать с высокомилостивоотеческим повелением и предписанием мне нижайшему, во вящшее благолепие и благоговение Богоустроения здесь Греко-Российской православной церкви, служить по силе вышеписанные Великого Государя Царя и Великого Князя, блаженной и вечно достойной памяти, Алексея Михайловича, Самодержца Всероссийского, грамоты.

«Я же как ныне возглашаю, так в оном служении и сугубо еще Вашего Высокопреосвященства имя, яко Архипастыря моего, возглашать должествую, точно как бы в своем монастыре суще. И сие с радостию моею особеннейшею творю и творить имею, что Ростовской митрополии, святостию и чудесами нетленных мощей своих председателей многопрепрославленной, нынешне(и)й председатель, святых подражательнейше(и)й, мой исто(ы)й Архипастырь, здесь Божиим изволением, моими грешными устами, в церкве святей возглашается. Сие я за особливейшую радость имея и всенижайше донося, высокомилостивоотеческой Архипастырской, со всеглубочайшим моим у[п]скорением рабским, ожидаю резолюции и святительского благословения.

- 1761 года, Июля 22 дня. Кенишберг. Вашего Высокопреосвященства, премилосердаго Архипастыря моего, всенижайший раб Тихон, Архимандрит Спасо-Ярославский. [618]

_____________________________

Получив сие прошение, преосвященный митрополит о вышеописанном повелел достоверно справиться и немедленно ему предложить.

Оказалось, что подобное священнослужение в Спасо-Ярославском монастыре уже имел архимандрит Карион (1734-37 гг.) и подобное же священнослужение преосвященным митрополитом от 6-го декабря 1747 г. было дозволено архимандриту Варфоломею Любарскому. Да и дому его архипастырства эконом иеромонах Амвросий 4 сказал: «в бытность де его при Ярославской соборной церкви протопопом, видал он, что Спасо-Ярославского монастыря архимандриты в том монастыре священнослужение имели на ковре с рипидами и со осенением свещным, держа в руках по одной свече без подсвещников».

Преосвященный Арсений митрополит вследствие этого ответил в Кенигсберг архимандриту Тихону таким письмом за собственноручной подписью:

Преподобнейший Господин, отец Архимандрит Тихон, мой в Духу Святом брат возлюбленный!

 

«Прошение Вашего Преподобия, отправленное июля 22, я получил в Ростове сего августа 17 числ, и о служении прежних архимандритов Спасо-Ярославских справливался; и оказалось, что оные по грамоте, в Вашем прошении упоминаемой, служивали на ковре с рипидами и со осенением свещным так, что в руках имели по одной свече без подсвещников, каковое служение и Вам я имети позволяю и благословляю, и сия предложив навсегда пребываю

Вашего Преподобия доброжелатель и пастырь смиренный Арсений митрополит Ростовский и Ярославский.

— Послано 18 числа августа чрез почту 5.

_____________________________

Только в 1763 г., т. е. по возвращении королю Фридриху нашим императором Петром III всех завоеванных нами при императрице Елисавете Петровне у Пруссии древне-славянскнх областей, не стала более нужна в Кенигсберге ни православная церковь, ни архимандрит Тихон, который посему прибыл в Москву, явился здесь в январе месяце в Св. Синод, а за тем отправился и в Ярославль. В указе Св. Синода от 18-го февраля 1763 г. на имя преосвященного Арсения митрополита повелевалось ему, архимандриту Тихону, «за понесенные его в сухопутном шляхетском [619] корпусе труды и честное житие иметь мантию со скрижалями красными». В указе же архипастырскому во исполнение присланного из Св. Правительствующего Синода, между прочим значилось: «такожь по примеру тех же прежних архимандритов и над обретающеюся в том монастыре семинариею ему архимандриту смотрение иметь яко ректору и в конторе семинарской присутствовать» 6.

В 1764 г. января 13-го учреждена была Московская викарная епархия под именем Севской, и архимандрит Тихон июля 10/19 был определен на эту епархию епископом, а августа 8 и хиротонисан. Декабря 17-го 1767 года переведен на кафедру Воронежской епархии. Памятником 7-летнего своего управления епархиею, он оставил семинарию, основанную его предшественником Иоакимом Струковым, а им возведенную на высшую степень совершенства. При нем там открыта была кафедра для преподавания живых языков, для чего им вызваны были воспитанники Киевской академии. В 1775 г. 19-го мая переведен на Суздальскую епархию. Управлял ею около 11 лет; скончался в 1786 г. апреля 4-го и погребен в соборе. Был последним епископом суздальским и юрьевским. После него указом от 6-го мая 1786 г. епархия Суздальская соединена с Владимирскою, образованною 16-го июля 1744 г. Известны в печати его слово и речь при открытии Суздальского наместничества. М. 1779 г.


Комментарии

1. Яросл. Дух. Конс. от 1761 г. дело по архиву за № 40.

2. Яросл. Дух. Конс. от 1761 г. в деле за № 40 л. 6-11.

3. Это отец знаменитого Александра Васильевича Суворова.

4. О нем см. в № 15-м «Яросл. епарх. ведомостей» за текущий 1893-й год.

5. Переписку сию см. Яросл. Дух. Конс. от 1761 г. в деле за № 41-м.

6. Напечатан в «Яросл. еп. вед.» 1882 г. в № 9-м.

Текст воспроизведен по изданию: Кенигсбергская, в 1758-62 гг., православная церковь; настоятель ее спасо-ярославский архимандрит Тихон, его служение в ней и возглашение в ней имени Арсения, митрополита ростовского и ярославского. (Из «Ярославских епархиальных ведомостей» № 29-й 1893 г.) // Русская старина, № 9. 1893

© текст - ??. 1893
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1893