Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

27. ИЗ “ВЮРЦБУРГСКОЙ ЕПИСКОПСКОЙ ХРОНИКИ” ГРАФА ВИЛЬГЕЛЬМА-ВЕРНЕРА ФОН ЦИММЕРНА 1

“[...] Сейчас же в начале правления этого епископа 2 — это было в 1476 году — поднялось такое большое, быстро развивавшееся и удивительное паломничество во Франконию, о каком прежде никогда не было слыхано. Начало этому паломничеству положил один бедный, глуповатый и невежественный свинопас, настоящий глупец, в котором не было никакого разума; еще менее мог он [правильно] выражать свои мысли и не имел никаких способностей. Он вообразил, что ему много раз являлась божия матерь, которая-де возвестила ему, чему он должен учить и что должен объявить миру. Но впоследствии говорили, что всему этому его научил один монах, который часто тайно приходил к нему. Это были такие пункты, которые очень нравятся и приятны простому народу; потому что он говорил прежде всего против духовных лиц, об их больших заблуждениях, также об их высокомерии и более всего об их беспорядочной и неприличной жизни.

Он утверждал, что им никто не обязан давать ни десятины, ни других налогов, и во всяком случае не более, чем каждый по доброй воле дает ради [христианской] любви или в честь господа. Более того, он утверждал, что все охотничьи угодья, леса и рощи, а также воды являются свободными и каждому [должно быть] разрешено ими пользоваться. [68] Если же что господа в качестве [...] властей отобрали и присвоили себе, а также запретили простым людям, то это произошло насильственно и является тиранством, и повиноваться этому никто вовсе не обязан.

Такими и тому подобными пунктами он привлек к себе простых людей, которые его очень охотно слушали, вследствие чего стечение народа стало таким большим, что не проходило ни одного дня, чтобы к нему не пришло десять, иногда двадцать, иногда тридцать тысяч человек. Они слушали его речи, как будто бы это был сам бог. Одни поклонялись ему, другие хотели получить кусок или хотя бы только одну ниточку из его куртки, которые они высоко целили и почитали как святыню. В общем, если бы это продолжалось дольше или его увидело бы больше [народу], из этого произошло бы много вреда и несчастья, так как все его намерения были направлены на то, чтобы возбудить и поднять простой народ против властей. Поэтому епископ Рудольф приказал взять его тайно ночью и доставить к себе в замок Унзерфрауэнберг, где он был усердно охраняем, пока епископ не обсудил основательно и хорошо с мудрыми людьми, что следует предпринять в этом деле. Но простой народ, имевший с ним общение и теперь воспринявший его учение и соблазн, как только узнал о его пленении, выступил в большом числе против замка. Одни из них хотели просить за него и убедить и предостеречь епископа, чтобы он не грешил против такого святого человека, так как иначе наказание и бич божий падут на всю страну, другие имели столь крепкую веру в него, что хотели подождать, пока бог чудесным образом не освободит его, в чем они нисколько не сомневались, так как никакая человеческая сила никоим образом не сможет удерживать его длительное время; третьи — и они составляли большинство — хотели вырвать его [из тюрьмы], независимо от того, приятно это епископу или нет, намереваясь разрушить до основания замок, если его не выдадут немедленно; [однако,] они вполне уподобились предыдущим, так как у них не было никаких пушек. Потребовались большие усилия, чтобы прогнать их и обратить вспять, но как только начали в них стрелять, они обратились в бегство.

Тогда начали допрашивать под пыткой того беднягу, каким образом и в каком виде началось затеянное им дело Он сейчас же сознался, как это все произошло и кто его этому научил, в особенности же, что он за всю жизнь никогда не имел никаких явлений и откровений. После этого признания, которое он продолжал подтверждать, епископ приказал привести его в город и предать суду по обвинению в уголовном преступлении. После обвинения, защиты и повторных речей обвинения и защиты он был приговорен как еретик и [69] сообразно этому казнен. Как только это случилось, большое стечение народа в Никласгаузен сократилось, а со временем и совсем было забыто.

Из больших богатств, которые туда попали, одну часть взял архиепископ Дитер Майнцский, урожденный фон Изенбург, как верховный глава духовенства области, другую часть — епископ Рудольф Вюрцбургский, как духовный глава данного места, остальное, т. е. третью часть — граф фон Вертгейм, поскольку в его графстве произошло это паломничество и стечение народа”.

(“Wuerzburger Bischofschronik des Grafen Wilhelm-Werner von Zimmern”, hrsg. W. Engel, Wuerzburg, 1952).


Комментарии

1. Граф Вильгельм-Вернер фон Циммерн (1485-1575), историк и ученый юрист XVI в., учился в Тюбингенском университете, затем был ректором в Фрейбургском университете, в течение 20 лет — членом имперского палатного суда и одно время — его председателем. Его исторические исследования касались, главным образом, генеалогии, но его недавно открытая хроника имеет значительную ценность, несмотря на вполне определенную классовую позицию ее автора.

2. Т. е. епископа вюрцбургского Рудольфа фон Шеренберга.