74. CTATCKИЙ СОВЕТНИК М. М. АЛОПЕУС 184 — ВИЦЕ-КАНЦЛЕРУ ГРАФУ И. А. ОСТЕРМАНУ

Берлин, 19/30 июня 1789 г.

Получено 30 июня (11 июля) 1789 г.

Депеша № 1

Перевод

Ваше сиятельство,

На следующий день после моего прибытия сюда, я, в сопровождении графа Нессельроде, посетил графов Финкенштейна и Герцберга. Первый из них предупредительно и с чрезвычайной вежливостью спросил меня, [249] не желаю ли я засвидетельствовать свое почтение королю. В ответ на мою готовность воспользоваться оказанным мне почетом, он обещал доложить об этом его величеству и получить его распоряжения. Действительно, два дня спустя он сообщил мне о них, и прием был назначен на среду, 23-го, около полудня, в Шарлоттенбурге. Меня встретил генерал-адъютант Гейзау, и, спустя несколько минут после моего прибытия, я был представлен его величеству, который принял меня весьма милостиво. После нескольких незначительных фраз разговор коснулся шведских дел. Я воспользовался этим обстоятельством, чтобы заметить, что шведские дела обернулись неожиданно и таким образом, что они мало соответствуют намерениям этого двора во время моего последнего проезда через Берлин. Обратив внимание на возмутительное поведение шведского короля и на то, с какой надеждой императрица ожидала, что столь неправое дело не найдет защитников, я взял на себя смелость весьма деликатно напомнить королю о том настроении, в котором я оставил его величество прошлым летом. Этот монарх по-видимому, ждал моего замечания и был готов на него ответить. Он возразил: "Мои чувства по отношению к королю Швеции — неизменны. Положительно, этот государь ни е какой мере не советовался со мной по поводу своих действий, но он следовал движениям своей души, которая всегда находится под влиянием момента. Даже сейчас я далек от того, чтобы принимать в нем участие; но пусть станут на мое место и судят беспристрастно, мог ли я спокойно взирать на то, что Шведское королевство будет захвачено, как замышляла Дания. Не оставаться же мне изолированным на севере да и могу ли я оставаться изолированным после всего, что произошло? Вы конечно знаете, что мои предложения возобновить союзный договор с императрицей, с которыми я обратился в марте месяце прошлого года, были отвергнуты. Предложение посредничества, сделанное столь дружественным способом совместно с Англией, постигла та же участь. Эти факты вместе с проектом вооружения Польши были вполне достаточны, чтобы меня встревожить. Они должны были заставить меня подумать о своей безопасности".

В виду того, что упоминание короля о Польше дало мне лучший повод для того, чтобы представить в истинном свете все, что относится до переговоров по поводу проекта договора между Россией и этим королевством, я воспользовался разъяснениями, которые содержатся в депеше Вашего сиятельства от 28 апреля. 185 Король не оспаривал того, что этот договор монет быть вполне безвреден для Пруссии. Он добавил: "я считаю таковыми даже ваши обязательства по отношению к императору, доверяя в этом смысле заверениям, которые были даны в свое время и которые заставили меня предположить, что ничто не помешает возобновлению союзного договора с Прусской монархией; но, как часто бывает, что события сильнее предположений, осторожность мне подсказала, чтобы я обезопасил себя достаточным количеством войск". Он кончил тем, что заверил меня самым формальным образом, что до настоящего времени он [250] все еще сохраняет твердую решимость не оказывать никакой действительной помощи шведскому королю, несмотря на то, что чрезвычайно Баяно ему и его союзникам воспрепятствовать уничтожению Шведского королевства; он сопровождал эти свои слова заверениями в дружбе к ее императорскому величеству и в искреннем и неизменном желании продолжать ее.

Выразив мне удовольствие по поводу того, что я пробуду здесь еще несколько недель и что в таком случае он увидит меня в Берлине, он удалился. Наша беседа продолжалась полчаса.

Имею честь быть...

Алопеус

АВПР, ф. Сношения России с Пруссией, оп. 74/6, д. 365, л. 5-7. Подл.


Комментарии

184. Граф Вильгельм Нессельроде — чрезвычайный посланник и полномочный министр в Берлине с 1788 г. по 1796 г. 15/16 июня 1789 г. был направлен для пребывания при прусском дворе посланник в Этине Максим Максимович Алопеус, имевший от русского двора поручения неофициального характера.

185. Не обнаружено.