121. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПОСЛАННИК В ДРЕЗДЕНЕ КНЯЗЬ А. М. БЕЛОСЕЛЬСКИЙ — ВИЦЕ-КАНЦЛЕРУ ГРАФУ И. А. ОСТЕРМАНУ

Дрезден, 17/28 октября 1789 г.

Получено 1 (12) ноября 1789г.

Депеша№ 23

Перевод

Вале сиятельство,

Глухое соперничество, которое наблюдается между державами, играющими в настоящее время руководящую роль в Европе, беспокойная зависть, которая восстанавливает их против блистательного союза обоих императорских дворов, столько счастливых событий с одной стороны и столько неблагоприятных положений с другой, все эти восстания, в большей или меньшей мере преступные и в большей или меньшей мере законные, но, во всяком случае, равно страшные и угрожающие, которые надвигаются и распространяются на юге Европы, — все это представляет чрезвычайно странное и весьма удивительное зрелище в области политики.

В виду того, что мятеж в Льеже приобрел новый характер, прусский король, по требованию Имперской палаты в Ветцларе, оказался вынужденным направить туда войска. Эта палата в настоящее время почти целиком занята такого рода делами: Льеж, Ставело, Штейер, Трир, Майнц, [374] Гессен-Дармштадг, имперские города Кельн, Гвльдесгейм, а также Ахен и Нюренберг, успокоенные, но не получившие полного удовлетворения, — почти в равной мере испытывают внутренние потрясения и внушает все большие опасения, что их заразительному примеру последуют другие области, имеющие большее значение с точки зрения могущества и их политических связей.

К этому приходится добавить, что упомянутая Имперская палата также обеспокоена претензией князей, затронутых декретами французского Национального собрания от 4 августа. И это вполне обоснованное беспокойство может иметь чрезвычайно серьезные последствия.

Недовольство населения в Саксонии улеглось в результате запрещения вывоза зерна из курфюршества и снижения цен на него. В настоящее время цена на зерно снизилась до трех экю за шефель. Однако опасаются, что зимой цены вновь поднимутся в виду незначительности запасов в стране и того, что жители соседних областей торопятся закупать зерно по любой цене.

На днях его высочество, курфюрст, охотился в окрестностях Торгау, где собралось до тысячи крестьян, обязанных на основании барщинных повинностей загонять дичь. Они снова жаловалась на обилие кабанов, разоряющих их поля. Его высочество приказал своему обер-егермейстеру ознакомиться с жалобами, что однако не удовлетворило крестьян.

Граф Сальмур, граф Герц и граф Редер — саксонские посланники в Париже, Копенгагене и Мадриде — получили отпуск с сохранением содержания для устройства своих личных дел.

Остаюсь....

Александр князь Белосельский

АВПР, ф. Сношения России с Саксонией, оп. 84/2, д. 255, л. 57-58 об. Подл.