116. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АГЕНТ ФОН-СВИТЕЦКИ — АВСТРИЙСКОМУ ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ И ПОЛНОМОЧНОМУ ПОСЛУ В С.-ПЕТЕРБУРГЕ

ГРАФУ Л. КОБЕНЦЛЮ

Стокгольм (9) 20 октября 1789 г.

Письмо № 188

Перевод

Вследствие отъезда графа Стадиона в Копенгаген в прошлую субботу 17 этого месяца, на мне лежит обязанность согласно высочайше, повелению ставить впредь до прибытия графа Лудольфа Ваше сиятельство в известность обо всем, что дойдет до моего сведения и что представляет интерес для российского императорского двора.

Имею честь начать с важного сообщения о том, что герцог Карл действительно вышел 13 текущего месяца со своим флотом в море. Здесь царит общее удивление по поводу этого решения, которое ставит на карту столь драгоценное для государства сокровище, как флот, которому в это позднее время года, да к тому же еще при такси плохом состоянии команды, придется больше бороться с ветром и непогодой, чем [363] с неприятелем.

Герцог, как утверждают, весьма неохотно на это решился. Так как русский флот якобы видели между Даго и Готландом, то ежедневно ждут известия о столкновении. Намерение его величества шведского короля в этом спешном предприятии заключается главным образом в снятии блокады с Поркалы для того, чтобы армия могла спокойно стать на зимние квартиры в Финляндии. Нам передают, что его величество недавно получил от принца Нассау депеши, свидетельствующие о миролюбивых намерениях российского двора; его величество незамедлительно ответил на них и предпринял поездку в Саволакс; он предполагал вернуться сюда, что подтверждается прибытием в Стокгольм нескольких офицеров, состоящих обычно при особе короля. Несколько дней тому назад через Стокгольм из Карлскроны проехал в Финляндию один курьер, который, кроме сообщения о выходе флота, доставил также известие о вынесенном 10-го текущего месяца, но хранившемся в тайне, приговоре вице-адмиралу Лилльехорну. Здешние патриоты, которые горячо желают успеха русскому оружию, озабочены встречей обоих флотов в море и боятся, что русскому флоту, чрезмерно ослабленному в Баразунде и в Борке, нелегко будет противостоять шведскому тем более, что последний будто бы состоит из 39 парусных судов, а русский только на 24.

Послы держав-посредниц весьма обеспокоены приведенными выше сообщениями; желая оказать существенное влияние на непосредственные переговоры о мире между ее величеством императрицей и шведским королем, они озабочены организацией этих переговоров.

Имею честь быть...

АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6, д. 1073. л. 111-112. Копия