103. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ В ВАРШАВЕ ГРАФ О.-М. ШТАКЕЛЬБЕРГ — ВИЦЕ-КАНЦЛЕРУ ГРАФУ И. А. ОСТЕРМАНУ

Варшава, 8/19 сентября 1789 г.

Получено 19 (30) сентября 1789 г.

Депеша № 74

Перевод

Ваше сиятельство,

Я имею честь переслать Вам копню ноты 242, которую я передал комиссии по иностранным делам в связи с теми самовольными и неправомерными действиями на границе, в силу которых там чинятся препятствия к вывозу зерна и муки, поступающих даже по старым сделкам, и, что еще хуже, препятствия к проходу по Днестру наших собственных судов, приобретенных в Польше. Когда ко мне прибыл курьер от фельдмаршала князя Потемкина-Таврического с извещением об этих новых коварных действиях, идущих в разрез с постановлениями самого сейма, которых я добился с таким трудом, я отправился к королю, а затем пригласил к себе маршала Малаховского, чтобы представить им всю незаконность происков, затеянных князем Сапегой совместно с Комиссией финансов, имевших целью предоставить таможням право ставить нам эти преграды. Польский король и маршал посоветовали мне вручить эту ноту и подали мне надежду, что комиссия по иностранным делам не преминет устранить непорядки, необычность которых их, видимо, поразила. Результат этого обнадеживания мне еще неизвестен.

Из Берлина прибыли письма, вызвавшие большую суету у маркиза и патриотов. Многочисленные совещания являются следствием того впечатления, которое произвела победа галерного флота как в Берлине, так и здесь. Прусский двор, в систему действия которого неизменно входят поощрение национальной спеси, не откажется от удовольствия разжечь страсти обещаниями поддержать врагов России. Я беседовал по этому поводу с королем и с графом Малаховским, которые обещали следить за тем, чтобы сейм не был вовлечен в какой-нибудь необдуманный и резкий демарш.

Заседания, происходившие третьего дня и вчера, ни к чему не привели. Следует отметить появление пехотинца, согбенного под тяжестью секиры и кирки. Нет ничего нелепее этих военных инсценировок. Но при всей их несуразности и при всей запутанности военных дел и финансов возможно, что безумцы все же решатся на какое-нибудь сумасбродство, поскольку прусский король обещает им помощь пехотой для совместных действий с призванной сейчас национальной кавалерией. Я не преминул сообщить об этом фельдмаршалу князю Потемкину-Таврическому; я напишу ему об этом при возвращении курьера и посоветую ему не оставлять обнаженными границы Украины и Екатеринославской губернии. К счастью, мы не имеем в Польше ни складов, ни войск, которым угрожала бы опасность.

Я не премину известить Ваше сиятельство о результатах этих новых действий и моих увещаний, обращенных к разумной части сейма.

Имею честь быть…

Г[раф] Штакельберг [338]

P.S. Так как суд над князем Понинским вызвал много волнений и шума среди разных партий, то сочли уместным отложить его до ноября.

Ut in litteris.

Г[раф] Штакельберг

АВПР, ф. Сношения России с Польшей, оп. 79/6, д. 1263, л. 7-9 Подл.


Комментарии

242. Нотой от (8) 19 сентября 1789 г. Штакельберг сообщал комиссии по иностранным делам о ток, что пограничными таможнями чинились препятствия при поставке товаров, которые перевозились на основании договоров, заключенных дворянством пограничных воеводств с русскими генералами. Штакельберг просил сделать "распоряжения о прекращении этих злоупотреблений, как противоречащих дружбе и доброму согласию, которые императрица желает поддерживать с Польшей". АВПР, ф. Сношения России с Польшей, оп. 79/6, д. 1263, л. 11-11 об.