10. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ПОСЛАННИК И ПОЛНОМОЧНЫЙ МИНИСТР В КОПЕНГАГЕНЕ БАРОН А. И. КРЮДЕНЕР — ВИЦЕ-КАНЦЛЕРУ ГРАФУ И. А. ОСТЕРМАНУ

Копенгаген, 13/24 января 1789 г.

Получено 3(14) февраля 1789 г.

Депеша № 4

Перевод

Ваше сиятельство,

Покорнейше прошу Ваше сиятельство поверить мне, что не по моей вине я до сих пор не препроводил ответа датского министерства. Не проходит дня, чтобы я не говорил об этом г-ну Бернсторфу. Наследный принц передал мне, что желает беседовать со мной и лично вручить мне письмо для ее императорского величества. Лишь после этой аудиенции я должен получить ответ в письменной форме. Вероятно медлят с ответом нарочно, чтобы узнать, какой оборот примут дела в Англии, откуда не получено уже пять почтовых отправлений. Во время наших устных переговоров с графом Бернсторфом он заявил мне, что, так как в условиях перемирия не говорится о датских вспомогательных судах, ничто не мешает тому, чтобы, еще до истечения срока и по мере того, как суда будут готовы, они присоединились к эскадре ее императорского величества, во всяком случае к той части ее, которая предназначена для Балтийского моря. Был отдан приказ снарядить 12 линейных кораблей и быть готовыми предоставить большее число судов, если потребуется. Даны также распоряжения о том, чтобы прислали матросов из Норвегии. Мне сообщили об этих распоряжениях, правда, под большим секретом.

Генерал Вегенер, большой специалист в области механики и расчетов и очень преданный принцу Гессенскому, только что назначен членом юрского департамента, и ему будет поручена главным образом хозяйственная часть, по поводу которой были сделаны соответственные представления коллегией финансов.

Имею честь препроводить Вашему сиятельству два памфлета, полученные наш из Швеции, 33 где они ходят по рукам и вызывают большую сенсацию. Они являются доказательством того, что есть еще люди, которым не безразлично критическое положение их родины. Из Амстердама пишут, =то подписка на заем в 3000 тыс. флоринов, который шведский король открыл там на очень выгодных условиях, не имеет и едва ли будет иметь какой-либо успех.

Имею честь быть…

Б/арон/ А. Крюденер

Постскриптум

Г-н Борк уезжает. Явившись с прощальным визитом к графу Бернсторфу, он сообщил по поручению графа Герцберга, что граф Нессельроде во время последней беседы заявил ему, что отказ от прусского посредничества, содержащийся в ответе петербургского двора, касается только формы; ее величество императрица была бы рада, если бы его величество прусский король принял участие в деле восстановления мира и потребовал в качестве предварительных условий с одной стороны [46] освобождения г-на Булгакова, а с другой — письма от шведского короля с просьбой последнего о мире. Г-н Борк прибавил, что прусский король отнесся очень сочувственно к этим заявлениям и хотя приходится сожалеть, что 1) декларация не сделана в письменной форме, 2) что она не упоминает о польских делах и 3) ничего не говорит об английском правительстве, — все же его величество поручил г-ну посланнику Борку убедить шведского короля обратиться с письмом и не предпринимать каких-либо решающих шагов, которые могли бы отдалить заключение мира. Заявления г-на Борка не вызывают большого доверия, но я счел своим долгом довести это сообщение до сведения Вашего сиятельства.

Б/арон/ А. Крюденер

АВПР, ф. Сношения России с Данией, оп. 53/5, д. 445, л. 10-12. Подл.


Комментарии

33. В приложении к депеше от 13/24 января 1789 г. за № 4 Крюденер переслал два памфлета, направленных против Густава III и против нарушения им конституции. АВПР, ф. Сношения России с Данией, оп. 53/5, д. 445, л. 13-53 об.