Устав подмастерьев-корзинщиков 16 января 1765 года в Орлеане 29

Тысяча семьсот шестьдесят пятого года. Мы все, собравшиеся здесь товарищи (компаньоны), сочли нужным с общего согласия установить следующие нижепоименованные статьи и правила, а именно: члены компаньонажа, проживающие в Орлеане, обязаны принимать своих товарищей, приходящих в город, за свой счет и ставить их на работу, согласно своему желанию. Для этого вновь прибывшие товарищи должны быть побуждаемы, когда они приходят, приветствовать мастерские и товарищей, которые в них работают, и когда они это делают, то товарищи должны послать или отвести вновь прибывающих к товарищу-секретарю (rouleur — должностное лицо компаньонажа, ведающее списки, приходы и расходы товарищества), избираемому ими. И указанный товарищ секретарь поставит их на работу.

И мы отвечаем за расходы, которые они произведут у матери 30, ручаясь честностью и добрым именем товарищей.

Для этой цели, все товарищи, которые будут поставлены на работу товариществом, обязаны вносить три ливра вступительного взноса, восемь дней спустя после их приема на работу или, самое позднее, пятнадцать дней, в зависимости от их выбора. И, вследствие этого, мы все, ныне находящиеся в Орлеане, собравшись вместе, запрещаем кому бы то ни было из товарищей заниматься самим под страхом наказания, [уст]ановленного нашими старшими варищами Туранго и Дивертиссаном (клички), равно как и всеми прочими (далее идут семь имен присутствующих), а именно: изгнанием из города.

Мы обязываем этим актом мастеров-хозяев не принимать кого-либо из товарищей, не привлекать в свои заведения никого из вновь пришедших без согласия товарищества, под страхом бойкота заведения (boutique — мастерская).

Товарищи, которые останутся после поименованных ниже, обязаны выполнять устав, здесь изложенный.

Равным образом, все товарищи, которым надо переменить заведение из-за размолвки с хозяевами, должны обратиться к вышеупомянутому секретарю (rouleur, roleur).

Это обойдется каждому 30 су за поднятие мешка (мешок с пожитками и инструментами подмастерья; процедура поднятия мешка — [… … …] — составляла часть торжественных проводов), 24 су разрешается проесть, а остальные 6 су согласно нашему уставу будут положены в общую кассу товарищества.

Кроме этого, мы постановляем, что каждый товарищ, находящийся с Орлеане, обязан вносить одно су еженедельно секретарю, находящемуся при исполнении своих обязанностей.

Этот секретарь обязан представить отчет к концу месяца и каждый месяц должен быть избираем новый.

Все это надо делать для того, чтобы выйти из затруднений, кои могут иметь место в нашей среде, напр., для того, чтобы оказать помощь больным, если таковые будут, или на случай, если при отсутствии работы вновь [74] пришедший не будет в состоянии идти дальше. Мы, по крайней мере, сможем дать ему на дорогу, не истощая нашего кошелька.

Также никоим образом не дозволяется помещать товарищей в заведения, находящиеся под бойкотом товарищества.

Даем слово (faisons tous profession) не допускать никакой подлости, и если кто-либо будет вызывать ссоры в наших ежемесячных собраниях, которые будут иметь место у матери для принятия денежного отчета, он будет осужден по приказу нашего старшего на уплату 5 су штрафа в пользу товарищества.

Также, если кто будет ругаться, заплатит ту же сумму.

Без всяких споров и проволочки должно принять отчет от секретаря и избрать другого; а когда все это будет сделано, каждый будет свободен.

А эти отчеты будут происходить у матери в 8 часов утра в воскресенье.

Вот, как мы постановили в настоящем уставе. Тех же, кто будет идти наперекор тому, что здесь постановлено, мы заставим силою ходить из города в город, не находя себе места (battre aux champs) 30, равно как и тех, кто не захочет подчиниться нашему уставу и подписать этот акт, потому что мы все ему подчинились и подписали.

Находя этот устав подходящим, мы утвердили его своими подписями или крестами. Так как Туранго заявил, что он не умеет писать, равно как и Шартрэн и Блуа, Ланглуа и Пикар, я подписался. Паризьен Дивертиссан. Следует еще 13 подписей или крестов.


Комментарии

29. Приводимые здесь документы касаются так называемых компаньонажей, товариществ подмастерьев и рабочих, известных еще в Средние века. В XVII и особенно во второй половине XVIII в. в условиях развивающегося капитализма и разложения цехового строя союзы подмастерьев, теперь уже не имевших надежды сделаться мастерами, превращаются в организации, которые ведут ожесточеннейшую борьбу с хозяевами. На русск. яз. см. статью Тарле, во II т. книги для чтения по истории Нового Времени. Рабочие во Франции в XVII ст. Бризон, «История труда и трудящихся». Приводимые здесь документы заимствованы из Levasseur'а, Histo[ire] des classes ouvrieres, v. II. и Germain Martin'а, Les associations ouvrieres au XVIII s.

30. Члены компаньонажа имели в городах своих «отцов» и «матерей». Отец — это прежний член товарищества, ушедший из него после женитьбы. Его жена называлась «матерью» членов товарищества. Обыкновенно «отец» и «мать» держали в городе кабачок или трактир, дававший приют товарищам во время их странствования из города в город в поисках работы (это называлось «battre aux champs») или ради изучения ремесла у славившихся своим искусством мастеров (это называлось совершать «tour de France»), у «отца» и «матери» происходили собрания товарищей данного города.

(пер. С. Д. Сказкина)
Текст воспроизведен по изданию: Старый порядок во Франции. М. 1925

© текст - Сказкин С. Д. 1925
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001