Существует ряд вечных вопросов, на которые всегда стремилось ответить образование. Например, чему и как учить? И при всем внешнем многообразии ответов, предлагавшихся в разные эпохи, многое остается неизменным. Неизменным остается и необходимость создания нормальных условий для общения учителя и ученика, каждый из которых представляет свою Вселенную. Не случайно, наверное, во все времена преподавателей интересовало, как читать лекцию? Или как следует вести диспут? Эти вопросы были вцентре внимания и схоларов средневекового университета.

Приводимые ниже документы позволяют получить представление о взаимоотношениях студентов и преподавателей; об использовавшихся методах и формах обучения (лекции профессоров. знаменитые диспуты в эпоху Средневековья) ...

Источник: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т./ Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. - М: АО «Аспект Пресс», 1994. - 352 с. - Т. 2. (Извлечения, с. 206-213)


Порядок диспутов в Сорбонне 1

В год Господа нашего 1344, в 14-й день ноября, магистр Пьер де Крозо (Crozo), магистр 2 теологии, избранный и утвержденный епископ Санли и главный инспектор коллегии Сорбонны в Париже, полагая, что будет весьма полезно для будущего, если члены упомянутого дома будут заняты полезными упражнениями в диспутах и беседами, пригласив с общего согласия всех членов Сорбонны в большой зал, назначил по обычаю четырех представителей, по одному от каждой «нации» 3, для того чтобы решить, как следует с пользой для участников и честью для этого дома проводить упомянутые диспуты. Эти представители «наций», с пользой прислушавшись к совету многих, постановили:

Первое. Для упорядочения диспутов... следует избрать одного из членов, который будет называться магистром студентов. Он имеет следующие обязанности: первое, летом, когда приор 4 должен приостановить диспуты и когда члены коллегии прекращают свои упражнения, он должен позаботиться о вопросах на весь следующий год, занеся все титлы в специальный список в капелле 5. Он должен прилежно выбрать самые важные и полезные теологические вопросы согласно тексту «Сентенций» 6 по порядку и последовательно из всей книги, без последующих добавлений и так, чтобы вопросы одного года не совпадали свопросами прошлого или последующего годов.

Второе. Если магистр студентов увидит, что диспутанты плохо понимают друг друга, он должен привести их к взаимопониманию. Если он увидит, что диспутанты спорят не ради установления истины, а из тщеславия, он должен водворить молчание. Если кто-либо не повинуется магистру даже после третьего предупреждения, выраженного словами «Я налагаю на Вас молчание», этот участник должен поставить две кварты вина в конце диспута для всех тех, кто присутствует к моменту его окончания. И магистр студентов должен понуждать его к этому.

Третье. Если случится, что тот, кто должен отвечать на диспуте, по какой-либо причине отсутствует, магистр студентов должен занять его место (как имеет обыкновение делать приор во время собеседований) или найти ему достойную замену.

Четвертое. Если лицо, избранное магистром студентов, не хочет принять это избрание и не приводит достаточных оправданий четырем персонам, специально назначенным приором, то этот человек должен заплатить штраф.

Пятое. Магистр студентов должен назначить вопросы оппоненту и отвечающим по крайней мере за две недели перед каждым диспутом. Если он не сделает этого и по этой причине нарушится диспут, он должен поставить две кварты вина. Господин приор обязан в этом случае наложить такого рода взыскание на упомянутого мастера.

Они далее постановили, что каждое воскресенье после пения Salvе regina или другого гимна 7 во второй половине дня... в капелле или другом подходящем месте должен происходить честный и полезный диспут. Он проходит так, что оппонент выдвигает главную аргументацию и приводит возражения, для того чтобы другие имели возможность выступить. И он выдвигает не более восьми положений, а каждый из выступающих должен выдвинуть три. И никто не должен приводить сдвоенных аргументов, произвольно разделенных или объединенных, или ведущих к невозможности доказательства. Никто не должен также объединять множество аргументов в один. Отвечающий может выставить только три заключения. Каждое из них может подкрепляться чьим-либо авторитетом и разумным доводом, если отвечающий сможет это сделать. Если же не сможет — то либо авторитетом, либо разумным доводом без заключений.

Далее они постановили, что сразу же после выступления главного оппонента выступает магистр студентов, затем приор дома, затем выступают магистры теологии, если они пожелают, затем бакалавры, после них курсоры 8 в том порядке, в котором они достигли степени. <...> И тот, кто раньше кончил курс или курсы, выступает перед тем, кто закончил позже. Потом могут выступать и другие члены коллегии, в той последовательности, в какой они поступали в коллегию. А если по разрешению магистра студентов здесь случится присутствовать посторонним лицам, если это люди хорошей репутации и не столь многочисленны, чтобы помешать течению диспута, то, если они пожелают, могут выступить. И им разрешается это делать согласно своему званию. <...>

Этим постановлением мы не хотим нанести ущерб другим статутам и обычаям, в которых содержатся предостережения или подразумевается, что между членами коллегии должно быть полное равенство, так как в этом доме все являются товарищами и соучениками...

Перевод с латинского Г. Липатниковой. [47]

Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств

(1355)

Были испробованы два метода чтения книг [лекций] по свободным искусствам. При первом магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим, потому что способность обыкновенного ума, выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях. Поэтому мы все как один магистры искусств, как читающие лекции, так и не читающие их, будучи специально созваны для этой цели, вынесли следующее постановление:

Все лекторы, как магистры, так и схолары, на одном и том же факультете, где бы им ни пришлось читать регулярно какую-либо книгу или какой-либо курс на этом факультете или обсуждать какой-либо вопрос в соответствии с тем или другим методом изложения, должны следовать первому методу чтения в целях наиболее полного развития их способностей, т.е. излагая (лекции) указанным способом, хотя бы никто не мог записать за ними в их присутствии. В соответствии с этим методом должны происходить беседы и обсуждения в университете, ему должны следовать лекторы и на остальных факультетах.

Нарушителей этого постановления, будут ли это магистры или схолары, мы лишаем на один год их положения как лекторов, а также лишаем их почестей и должностей и всего, чем их подлаживает наш факультет. Но если кто-либо повторит такой проступок, то мы за первое повторение удваиваем наказание, а за второе — учетверяем и т.д. И слушателей, вмешивающихся в исполнение этого постановления и прибегающих с этой целью к крику, свисту или шуму, или бросанию камней, лично или при содействии своих товарищей или споспешников, или каким-либо другим путем, мы лишаем своего общения и устраняем из своей среды на один год; и за каждое повторение мы увеличиваем наказание в два или четыре раза в соответствии со сказанным выше.

Перевод с латинского Н. Виноградова

Из статутов всех факультетов Парижского университета

(1366 г.)

Первое в отношении факультета теологии мы повелеваем, <...> чтобы все лица, начинающие обучать, и в том числе курсоры, с того момента, когда они начинают учить по «Сентенциям», пусть ходят по городу в одежде, приличествующей их положению, ученой степени и чести упомянутого факультета. Они должны посещать в ней частные классы, церкви и проповеди.

Никто не может быть допущен к обучению по «Сентенциям» в период каникул. Пусть студенты упомянутого факультета возводятся в ученую степень без спешки и в надлежащем порядке. Мы приказываем, чтобы курсоры теологии читали свои книги как положено, комментируя текст и отмечая самые важные главы согласно древнему методу, принятому в упомянутом университете.

Никто из курсоров Библии пусть не осмеливается в одной лекции толковать больше, чем одну главу книги, не считая тех случаев, когда они дают ординарных лекции по Библии. Также никто не допускается учить теологии, если он не достиг двадцатипятилетнего возраста.

Каждый курсор в теологии в период между первым выступлением в качестве учителя и началом обучения по «Сентенциям» 9 должен диспутировать по вопросам теологии по крайней мере один раз, если только он не будет законным образом освобожден от этого по воле канцлера или с разрешения факультета. Студенты, которые только еще начинают изучать теологию, в течение первых четырех лет должны посещать классы, в которых читается Библия, принося с собой текст... Также студенты, начинающие слушать «Сентенции», должны в течение первых четырех лет приносить с собой копию Библии в классы бакалавров, у которых они слушают «Сентенции», для того чтобы внимательно следить за текстом. Учителя, читающие по «Сентенциям», должны добросовестно и благородно производить сопоставление текстов и principia без гордыни, обидных или скандальных слов, воздерживаясь от оскорблений и сохраняя к каждому должное уважение. Лекторы «Сентенций» не должны обращаться к логическим или философским материалам или вопросам, кроме тех случаев, когда этого требует текст «Сентенций» или обоснование аргументов, но все читающие «Сентенции» должны обращаться к теологическим, спекулятивным или этическим вопросам только исходя из правил изложения «Сентенций». Также лица, читающие «Сентенции», читают текст по порядку и толкуют его для пользы слушателей. Также никто из читающих «Сентенции» не должен читать свой вопрос или principium рукописи. Тем не менее мы не запрещаем бакалавру наносить на доску некоторые заметки, по которым он может, если будет нужда, воскрешать в памяти трудные положения, касающиеся вопросов или аргументов, или если эти записи касаются авторитетов, имеющих отношение к решению разбираемых вопросов или их истолкованию.

Мы повелеваем, чтобы ни магистр, ни бакалавр, которые обучают по «Сентенциям», не передавали своих текстов прямым или окольным путем продавцу книг до тех пор, пока они не будут проверены канцлером и магистрами упомянутого факультета. Никто не получает разрешения обучать теологии и не начинает читать лекции по «Сентенциям» или другой какой-либо книге, если его магистра нет в Париже, если только этот магистр не будет известен как постоянно учивший на факультете...

Также мы повелеваем, чтобы бакалавры, учившие по «Сентенциям», если они желают получить магистерскую степень, оставались в университете в период между чтением лекций и получением степени, чтобы можно было все разузнать об их осведомленности, образе жизни и нраве. [48]

Кроме того, касаясь реформы факультета декретов 10, мы выносим решение именем упомянутой власти, что никто не получает права обучать на этом факультете, если только он не прослушал всех книг, которые по определению апостолического престола и статутов факультета должны быть прослушаны и должны читаться перед получением разрешения учить.

О медицинском факультете мы выносим решение, что все студенты медицины должны слушать их книги, заканчивать лекции и посещать диспуты, как это определено статутами факультета. Любое разрешение, выданное без соблюдения установленного порядка, должно быть аннулировано.

Касаясь факультета свободных искусств, который является фундаментом обучения на других факультетах, мы повелеваем: пусть в период возведения в степень и при получении разрешения на преподавание студенты носят свои мантии или [сутаны] в классах, когда они идут слушать лекции или на проповеди. Это правило особенно должно соблюдаться от праздника всех святых до конца большого семестра 11, для того чтобы факультет оказывал им уважение и их возведение в степень признавалось всеми окружающими.

Упомянутые студенты, слушая лекции на этом факультете, должны сидеть на полу перед своими учителями (как это было в обычае, когда на факультете процветали науки), а не на стульях или скамьях, которые возвышаются над полом, ибо таким путем смиряется гордыня юных.

Также мы повелеваем, <...> чтобы студенты, прежде чем они допускаются к получению степени, должны быть хорошо подготовлены в грамматике. Они должны прослушать Doctrinale и Graecismus, заботясь о том, тгобы упомянутые книги читались в школах или дру-тк местах, где они изучают грамматику.

Все студенты должны полностью прослушать ars vetus, книгу «Топики» или по крайней мере четыре книги из нее, а также «Софистические опровержения», Proterior u Prior «Аналитику» полностью, а также «О душе» целиком или частично.

Никто не может быть допущен к степени, если только он не учился в Париже в течение двух лет. В противном случае этот акт должен быть запрещен.

Никто не может получить разрешение обучать на факультете свободных искусств или сдавать экзамен у блаженной Марии или при аббатстве св. Женевьевы, ели только он, кроме перечисленных книг, не прослу-дал в Париже или другом университете «Физику», « О озникновении и уничтожении», «О небе», Parva Naturalia, то есть труды Аристотеля «Об ощущении и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О долголетии краткости жизни», «О памяти и воспоминании», Метафизику» и что-либо из математических трудов.

Никто не должен впредь допускаться к степени магистра, если он не прослушал упомянутые книги, а акже книги по этике, особенно часть «Этики» Аристотеля, а также «Метеорологию», по крайней мере первые три книги.

В противном случае возведение в степень должно быть запрещено.

Никто не может быть допущен к испытанию, если только он не посещал в период большого семестра диспутов магистров этого факультета в течение года или около того и если не выступал на двух диспутах в присутствии магистров...

И пусть через представление соответствующей записки от магистров, руководивших диспутами, это станет известно канцлеру 12, в присутствии которого испытуемый подвергается экзамену и пытается получить разрешение на преподавание.

На экзамене у св. Женевьевы должны присутствовать четыре магистра от четырех «наций» вместе с канцлером или вице-канцлером. Они должны поклясться в присутствии всего факультета, что будут честно исполнять свои обязанности, допуская достойных и отвергая недостойных. Точно так же избираются и приносят присягу четыре магистра, которые экзаменуют вместе с канцлером у блаженной Марии.

Канцлер св. Женевьевы должен быть каноником этого монастыря и магистром искусств, если таковым он станет. И он должен поклясться перед факультетом, что будет давать разрешение на преподавание в соответствии с достоинством экзаменующихся лиц и согласуясь с показаниями экзаменаторов-магистров...

Перевод с латинского Г. Липатниковой


Комментарии

1. Сорбонна была основана в 1257 г. духовником французского короля Людовика IX Робером Сорбонн как коллеж (учебное заведение-общежитие) для студентов-теологов Парижского университета. Она быстро утвердила свой авторитет и ведущее положение как на теологическом факультете, так и во всем университете в целом. В XIX в. Сорбонной стали называть весь Парижский университет.

2. Магистр (от лат. magister «начальник, учитель») — одно из основных ученых званий (степеней) в средневековой системе образования (наряду с доктором, бакалавром и лиценциатом). Обычно магистры дифференцировались по изучаемым и преподаваемым ими предметам: магистр теологии, магистр искусств, магистр Св. Писания и т. д.

3. «Нациями» или «провинциями» назывались землячества студентов, организованные по лингвистическому, зтнографическому или принципу происхождения обучаемых.

4. Приор — распорядитель внутренней жизни университета (коллегии), по аналогии с монастырским приором (настоятелем), вторым лицом в католических монастырях после игумена.

5. Капелла — часовня или придел в католическом хоре; там могла храниться вся официальная документация коллегии.

6. «Сентенции» — сочинение Петра Ломбардского (1100-1164) — внутри себя делились на 4 книги. Первая излагала учение о Боге, Троице, предопределении и грехе. Вторая — о сотворении мира, дьяволе и божественной благодати. Третья была посвящена десяти заповедям и учению об искуплении. Четвертая книга содержала учение о церковных таинствах. о смерти, страшном суде, рае и аде.

7. Названиями гимнов служили обычно первые слова из их текстов.

8. Курсорами называли тех бакалавров, которые изучали Священное Писание и получили право его толкования при условии достижения ими 25 лет.

9. "Сентенции" — сочинение Петра Ломбардского (1100-1160), представлявшее свод христианской догматики, который стал обязательным руководством по теологии.

10. Факультет декретов — это факультет канонического права.

11. Большой семестр — период с 1 октября до Пасхи. Период от Пасхи до июня назывался малым семестром.

12. Канцлер — высший чин в университетской иерархии и корпорации.

Текст воспроизведен по изданию: Порядок диспутов в Сорбонне. Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств. Из статутов всех факультетов Парижского университета // Alma mater. Вестник высшей школы, № 9. 1998

© текст - Липатникова Г., Виноградова Н. 1998
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Alma mater. 1998