ФИЛИПП II АВГУСТ

Хартия, пожалованная Филиппом-Августом в сентябре 1204 года Вильгельму Ле-Кэ, кастеляну г. Ниора

(См. и выше, стр. 56)

В ряду хартий, пожалованных Филиппом-Августом и имеющих для нас больший или меньший интерес, не безъинтересна как нам кажется, и хартия, которую в сентябре 1204 года он пожаловал Вильгельму Ле-Кэ, кастеляну Ниора: она довольно наглядно показывает нам, на каких условиях, Вильгельм Ле-Кэ, державший от Иоанна Безземельного, на ежегодную плату в 200 пуатийских ливров, доходы с Ниора и бывший тамошним кастеляном (См. A. Giry, Les Etablissements de Ronen, I, 239-240), удержал, за собой упомянутые доходы и кастелянство после перехода этого города под власть короля Франции; вместе с тем она же определяет и то, какие обязанности возложил последний на подчинившуюся тогда ему пиорскую коммуну. В виду такого значения только что названной хартии, считаем, уместным текст и этой хартии привесть здесь целиком. Вот он:

Хартия Вильгельма Ле-Кэ относительно пожалования Ниора (С. Caillelmi Сосі de Niorcii dono).

“Да будет ведомо, и т. д., что мы Вильгельму Ле-Кэ и наследникам, его пожаловали в лен и ближнее вассальство (in feodum et hominagium ligium) все доходы с Ниора и все, что только мы имели в Ниоре и в принадлежностях его. А за это упомянутый Вильгельм принес нам вассальную клятву верно служить против всех (fecit hominagium ligium contra оmnes homines): подобным же образом нам и наследникам нашим будут приносить вассальную клятву верно служить против всех [293] и наследники его. При сем, однако, сам В. (Вильгельм) и наследники его ежегодно будут давать оттуда (exinde) нам и наследникам нашим по 280 ливров монеты города Пуатье, каковые составляют наш собственный доход, а именно — 140 ливров вышеназванной монеты к Сретению Господню, а другие 140 ливров к Пасхе; они же ежегодно будут давать и 10 ливров в качестве милостыни короля Ричарда, но только тем, кому таковая милостыня должна быть даваема; а сенешалу Пуату упомянутый В. и наследники его будут давать с каждых 50 ливров, которые он сам или наследники его будут давать нам или наследникам нашим со своей собственности (de suo proprio), одну марку серебра, турским весом.

А службу за названный феод упомянутый В. и наследники его будут нести нам и наследникам нашим такую, какую феод тот обязан нести. А относительно коммуны Ниора будет так, что людей всей коммуны Ниора мы — или, по уполномочию нашему, сенешал наш — вправе будем вести в поход (in ехеrcitum et equitationem), когда, при по средстве В. Ле-Кэ (per submonicionem G. Cосі), мы — или, от имени нашего (ex parte nostra), сенешал наш — позовем ту коммуну; а вести ее мы вправе будем, куда им пожелаем.

Далее, мы и наследники наши имеем во всей коммуне Ниора следуемую нам demandam; (О сущности и значении этого слова см., в соответств. месте, Du Саnge Gloss. med. et іnf. latin) a demandam ту В. Ле-Кэ будет собирать для нужд наших рукою (per manum) сене шала Пуату.

Сверх того, да будет ведомо, что часто упоминаемый здесь В. и наследники его всю ниорскую крепость, которую мы ему же вверили для охраны, нам и наследникам нашим, или же верному уполномоченному нашему, который представит о том письменный приказ наш и которому должно будет доверять, обязаны — будет ли при сем большая или малая военная сила наша (ad, magnam vim et ad parvam) — сдавать, всякий раз как крепость ту потребуем мы и наследники наши.

Дана пред Шиноном, в год милости Божией 1204-ый, в месяце сентябре (A. Giry, Les Etabliss. de Ronen, II, 125-126. Ср. ibidem, I, p. 241)”.

(пер. В. Г. Ляскоронского)
Текст воспроизведен по изданию: Филипп-Август в его отношении к городам // Киевские университетские известия, № 12. 1902

© текст - Ляскоронский В. Г. 1902
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR- Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Киевские университетские известия. 1902