ФИЛИПП II АВГУСТ

Подобно Орлеану, весьма важные буржуазные привилегии получили от Филиппа-Августа и два других королевских города, а именно — Бурж и Дэн. [138]

В 1181 или 1182 году буржуа двух городов этих пожалована была королевская хартия, которая, подтверждая постановления хартии, полученной ими от Людовика VII, в то же время содержала в себе и целый ряд постановлений новых, добавочных (Мы пользовались текстом сей хартии но наиболее правильному изданию его, сделанному А. Жири в “Documents sur les relations de la royautе avec les villes en France”, pp. 1-5. О дате ее см. L. Delisle, Catalogue, № 37). Последние, в виду известной важности их для нас, мы считаем уместным привесть здесь целиком. Вот эти постановления:


Статья 3-я. [“Никто из них (людей Буржа) не будет арестовываем, а равно не будет подвергаемо аресту и имущество кого-либо из них, если только обвиняемый будет в состоянии и пожелает дать надежный залог или достаточное обеспечение относительно явки своей в суд] (Все, взятое здесь в скобки, содержится и в соответственной хартии Людовика VII. См. A. Giry, Documents, p. 2); залога ж или обеспечения, какое в сем случае дано будет за человека из Буржа или округи (septena) его, не должно будет брать или принимать до тех пор, пока при посредстве прюдомов (per probos homines), живущих в Бурже, не будет, согласно кутюмам сего города, определено, что или сколько должно быть дано в виде возмещения за то преступление, за которое дан будет упомянутый залог или обеспечение”.

Статья 4-я. “Залога ж или обеспечения, какое в сем случай дано будет за человека из Дэна или кастелянства его, не должно будет брать или принимать до тех пор, пока не будет определено, что или сколько должно быть дано в виде возмещения за то преступление, за которое дан будет упомянутый залог или обеспечение”.

Статья 5-я. “Людей, живущих в Бурже, а равно и людей округи его (septene), прево наш не вправе будет звать к своему суду в места, лежащие вне города Буржа; мы же вправе будем звать их к нашему суду в любое из места, находящихся в пределах, сей округи, но не вне ее”.

Статья 9-я. “В добавление ж мы предписываем, чтоб всякому, кто ни пожелает построить дом или что-либо другое подле стены или над стеной города Буржа, дозволяемо было строить, но под условием не повреждать стены”. [139]

Статья 10-я. “А если кто обвинен будет в повреждении городской стены, то после того, как чрез прюдомов сего города, коим, как известно, издавна принадлежит право производить всякого рода суд над людьми сего ж города и его округи, определено будет, насколько он повредил стену, за преступление то будет платить 60 су штрафа и обязан будет исправить причиненное им повреждение стены”.

Статья 11-я. “Мы предписываем также, чтоб всем местным людям (omnibus liominibus) дозволяемо было привозить, откуда угодно, хлеб (panem) и продавать его в Бурже; каждый же иноземец, который будет привозить в Бурж хлеб на продажу, должен будет платить нам за это только по два денье (duas denariatas panis) в неделю, и другой кто-либо, кроме нас, не должен брать с него ничего”.

Статья 12-я. “Если кто уличен будет в держании у себя неправильной меры (mina), то будет платить за это 7 су и 6 денье штрафа, а мера та будет уничтожаема”.

Статья 13-я. “Если кто пожелает исправить улицы Буржа, тому это должно быть дозволяемо без всяких придирок (sine асcusatione)”.

Статья 14-я. “Рабочие виноградников и полевых хозяйств (vinearum et agriculturarum) не должны уходить со своей работы раньше часа, который будет установляем прюдомами; если ж они это сделают, то платы им пусть не дают”.

Статья 15-я. “Никто ни в какое время не должен охотиться в виноградниках ни на лошади, ни даже пешком, пока в них будет плод: если ж кто это сделает, то или уха будет лишаем, или будет платить нам пять су штрафа и возмещать убыток тому, кому его причинил, исключая лишь того случая, когда виновный в сем докажете присягой своей, не прибегая к поединку, что он не знал о том, что упомянутое запрещение было сделано”.

Статья 16-я. “Точно также, если в виноградниках, фруктовых садах (in viridariis), на лугах, хлебных полях или огородах (in ortis), пока будет в них плод, найден будет кто-либо собирающим или собравшим таковой, то такой человек, если только сделает это не с дозволения собственника плода того (nisi per eum cujus res est), или лишаем будет уха, или будет платить нам пять су и возмещать причиненный убыток, но, конечно, лишь [140] в том случае, если упомянутый собственник возбудит иск о том, так как без жалобы сего собственника прево не вправе будет взыскивать за правонарушение то”.

Статья 17-я. “Но да будет ведомо, что если собственник тот, или слуга его, застигнет кого-либо на таком преступлении, то последний обязан будет дать вышеупомянутое удовлетворение (emendationem) по одному клятвенному удостоверению собственника того или слуги его; если ж кто другой станет утверждать, что застал кого-либо на упомянутом преступлении, а тот будет отрицать это, то последний можете вполне очистить себя от взведенного на него обвинения при посредстве своей присяги, не прибегая для того к поединку (sine duello)”.

Статья 18-я. “Воспрещаем также помещать виноградарей в виноградники ранее следуемого срока; в день же, какой будут установлять те, кому то делать надлежит, над виноградарями должен быть установляем надзор”.

Статья 19-я. “Если застанут свиней в виноградниках, пока в них будет плод, или же найдут их, в какое бы то ни было время, на лугах роющими землю, то таких свиней пусть убивают, и половину убитых пусть имеет тот, чей будет виноградник или луг, а другую половину — тот, чьи были свиньи”.

Статья 20-я. “Равным образом, если в период времени от Пасхи и до снятия травы застанут свинью на лугу, но не роющей землю, то за такую свинью должно будет платить выкуп в четыре денье”.

Статья 21-я. “За всякое домашнее животное, какое только будет найдено в виноградниках, пока они будут без плода, или на хлебных полях, или в садах, или на лугах, пока там будет трава, должно будет платить выкуп в четыре денье; денье эти, как мы того желаем, должны доставаться тому, в чьем винограднике или саду, или на чьем хлебном поле или лугу найдено будет то животное; прево ж наш никакого штрафа за правонарушение то взимать не будет”.

Статья 22-я. “Сверх того, если кто будет обвиняем в том, что заорал или разрыл грань какого-либо пастбища (pastorale), полевую тропу (torallum), проселочную или большую дорогу (vel viam, vel plateam), или межу, или же — в том, что срубил какое-либо дерево на грани пастбища, или же на проселочной или на большой [141] дороге, то такой обвиняемый может вполне очистить себя от взведенного на него обвинения при посредстве присяги его и кого-либо другого”.

Статья 23-я. “Сверх того, от преследования за все преступления, какие были совершены там прежде, чем вышеупомянутым людям нашим мы подтвердили сию хартию, мы совершенно, по сколько то от нас зависит, освобождаем их и с миром отпускаем” (A. Giry, Documents, pp. 2-4).


Эти новые постановления, предоставляя гражданам Буржа и Дэна весьма важные судебные льготы и привилегии, упорядочивая и ограждая, возможно более, их права земельные, давая возможность Буржу развить свою хлебную торговлю и увеличить число своих построек и в то же время тщательно определяя те права, какими мог пользоваться в названных городах король, очевидно, имели в виду как интересы вышеупомянутых граждан, так и интересы королевской власти.

(пер. В. Г. Ляскоронского)
Текст воспроизведен по изданию: Филипп-Август в его отношении к городам // Киевские университетские известия, № 6. 1901

© текст - Ляскоронский В. Г. 1901
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR- Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Киевские университетские известия. 1901