Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 1

№ 68

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская, Государыня Всемилостивейшая

Со всею моею рабско-должною покорностию имею честь представить Вашему Императорскому Величеству в дополнение прежним моим всеподданнейшим реляциям, что в прошедшее воскресенье (то было в 4/15 де[нь] сего августа) в бытность мою при дворе граф Гарринтон, статской секретарь, как мне, так и другим чужестранным министрам, случившимся тогда при дворе, объявил, что Его Величество Великобританское соизволил намерение принять отъехать отсюды обратно в Англию, как скоро получит известие о прибытии к Гелветслюйсу повеленных яхт и конвою для препровождения его. О чем указ в Англию в тож прошедшее воскресенье послан. И тако я за королем обратно в Англию следовать буду 1.

Толко ж за пристойно разсуждаю отправится отсюды после выезду его, ибо когда б я отправился в путь прежде выезду королевского, а дела востребовали б продолжения бытности его здесь, то я в том могл бы ошибку учинить, которую предупредить должен. И понеже выезд мой отсюды за королем, как мню, может дней в пятнатцать или дватцать случится, того ради высочайшей Вашего Императорского Величества резолюции на всеподданнейшую мою реляцию под № 67-м от 3/14 д[ня] сего августа получить прежде выезду моего отсюды не возмогу. И для того я принужден буду (за необходимостию инако выехать отсюды) послать на государственную Колегию Иностранных дел вексель в той сумме, которая придет на платеж за наем здесь мною дома, да еще в сумме хотя на один месяц сей, август, жалованных денег. В чем предварително прошу всемилостивейшего Вашего Императорского Величества отпущения, ибо, как выше упомянутою моею от 3/14 д[ня] сего августа реляциею я доносил, я принужден всякие издержки чинить на готовые денги.

При том доношу Вашему Императорскому Величеству, что выше упомянутой отъезд королевской отсюды не к инному причитается, как к твердому желанию и представлению Регенции аглинской и всего того народа, дабы король был в Англии, а наипаче при нынешних критических конъюнктурах, в которое время и предумышленные француские намерении вяще оказываются против персоны короля Георгия Втораго посаждением на одну фрегату претендентова сына для инвазии в Скотляндию в надеянии, что народ примет оружие за него против короля Георгия. Толко ж исполнение действом веcма сумнително тем кажется, которые знают конституцию Англии. Понеже, сколь агличаня между собою о местах для добычей ни бранятся, но, когда придет генералное дело ко охранению государства [260] и волности их, которая б нарушена была, ежели б претендентов сын был королем аглинским, ибо он предан Папе, а паче — королю францускому, которой бы не оставил привесть агличан так ниско, сколь возможно, не оставляли и, как мнимо, не оставят единогласно супротивится таким намерениям и предвосприятиям 2.

Где же ныне заподлинно оной претендентов сын, здесь несведомо, ибо по сражении аглинского военного карабля с однем француским военным караблем, и после семичасного бою, по потерянии с шездесят человек побитых да со ста шесть раненых, возвратившимся в Брест, фрегат, бывшей в компании того карабля, где, как мнимо, был претендентов сын, отделился в море и где ныне обретается, неизвестно. Однако ж о сем ожидается из Англии изъяснение.

По объявлении выше означенного доношу о состоянии дел, ныне здесь происходящих, что хотя по приезде моем сюды слух был, якоб негоциации идут между союзниками и королем пруским 3, и так блиско пришли, что якоб королева венгеро-богемская 4 и трактат мира с тем королем пруским заключила, но все те вести объявлением мне статского секретаря графа Гарринтона 5 во вчерашнуто мою бытность у него опровергнуты. Ибо он мне ясно сказал, что де правда, что мир желаем, которой де еще далек, ибо де короля пруского такие запросы, каких акордовать ему нелзя. Таким же подобием и министры венгеро-богемской и саксонской, здесь обретающияся, изъясняются. И видно из всех их разговоров, что силная помощь им потребна к содержанию системы (инако же опасно, чтоб король полской и электор саксонской 6 не принужден был принять каких других мер для спасения себя), хотя на время. Ибо принятие ево мер, противных нынешним, может удалить от короны полской, которая для него и его фамилии постояннее, нежели прежде сего предлагаемая императорская корона, для многих резонов, о которых и я по случаям прежде доносить не оставил. И для того на прежние мои реляции ссылаюсь. По желанию же моему граф Гарринтон обещал мне дать копии с тех пиес, о которых в высочайшем Вашего Императорского Величества рескрипте под № 28-м от 15 д[ня] июня последняго упомянуто. И, как скоро я оные достану, то послать их к высочайшему Вашего Императорского Величества двору не премину.

Всеподданнейшею моею реляциею под № 60-м от 28 д[ня] июня последняго я показал о даче мною пяти фунтов пяти шеленог стерлингов присланному от графа Александра Гавриловича Головкина 7 служителю на проезд ево Англиею. А чрез сию мою реляцию, что оные пять фунтов пять шеленог стерлингов в проезде моем чрез Га[а]гу выше упомянутым служителем по приказу господина ево обратно возвращены мне, для известия доношу.

Вашего Императорского Величества всеподданнейший раб
князь Иван Щербатово.

Из Гановера, 7/18 де[нь] августа 1745-го году 8. [261]

АВПРИ, ф. 35, oп. 35/1, д. 695, л. 47-48 об.


Комментарии

1. И. A. Щербатов выехал из Ганновера раньше короля, 20/31 августа 1745 г. (АВПРИ, ф. 35, оп. 35/1, д. 695, л. 61-62; реляция № 72 от 3/14 сентября 1745 г.).

2. То же самое И. А. Щербатов пишет в реляции № 73 от 6/17 сентября: «... по генералному мнению... такая инвазия может лехко опровергнута быть без брания аглинского войска из Фляндрии, будучи народ аглинской готов стоять за протестанскую фамилию и не рад видеть себя под властию католика и, следственно, преданного Папе и королю францускому». Однако спустя всего четыре дня во мнении его, как и политической элиты Британии, произойдет кардинальная перемена. 10/21 сентября в реляции № 74 князь сообщит: «О происхождениях же в Скотляндии ничего достоверного не слышу, кроме того, что партизанов претендентова сына якоб до пяти тысяч набралось, которым супротивления и розогнания оных учинить, видится, не можно, пока войско, ожидаемое из Голандии, также и набираемое здесь соединится». (АВПРИ, ф. 35, оп. 35/1, д. 695, л. 63-64 об.; 75-76).

3. Фридрих II Великий (1712-1786), с 1740 г. король Пруссии.

4. Мария-Терезия (1717-1780), с 1740 г. эрцгерцогиня Австрии, с 1741 г. королева Венгрии, с 1743 г. королева Богемии, с 1745 г. супруга императора Священной Римской империи.

5. Стенхоуп Уильям, 1-й граф Харрингтон (ок. 1683-1756), с 1730 г. по 1742 г. и с 1744 г. статс-секретарь северного департамента, с 1742 г. по 1744 г. лорд президент Тайного Совета, с февраля 1742 г. — граф Харрингтон.

6. Август III (1696-1763), с 1733 г. курфюрст Саксонии и король Польши.

7. Головкин Александр Гаврилович (1688-?), с 1731 г. российский чрезвычайный и полномочный посол в Голландии.

8. Реляция И. А. Щербатова № 68 получена в С.-Петербурге 31 августа (11 сентября) 1745 г. (АВПРИ, ф. 35, оп. 35/1, д. 695, л. 48 об.).