Выписка из Статейной книги (1621 года) Английского Двора, о жалобе Англичан на уменьшение в России веса в серебряной монете и на принятие в Царскую службу купеческих прикащиков, с Боярскими на оные жалобы ответами, в которых упоминается о задержанных в Англии, отправленных туда Царем Борисом Феодоровичем для наук четверых Руских молодых дворян: Григорьева, Кожухова, Давыдова и Костомарова, из которых первый, переменив веру, сделался Пастором.

Бывший в Москве от Английского Короля Иакова Посол, Иван Ульянов Мерик, на конференции с Боярами, Генваря 30-го, жаловался, что торгующие в России Англичане претерпевают убытки от того, «что ныне в Московском Государстве делают деньги пред прежним [340] легче, недовесу в четвертую долю. Преж сего бывали Аглинских четырнадцать шилингов за Руской рубль, а ныне тот же рубль всего десять шилингов Аглинских , и того мало не в треть убытка».

На сие Бояре ответствовали Послу:

«После блаженной памяти Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руссии, за грех всего Российского Государства, учинилась смута, и в безгосударное время многое разоренье и запустенье учинилось и Царская казна разграблена; а служилых людей умножилось и жалованье дати нечего; с тех мест по неволе для многого разоренья и для служилых людей деньги почали делать легче, чем бы Государство построити и служилых людей пожаловать. Да и не новое то дело; во многих Государствах то было в воинское время, не токмо золотые, или деньги бывали дороже или легче прежнего, во многих Государствах торговали медными и кожаными деньгами. И ныне медными деньгами торгуют мало не везде. А как которое Государство поисправится, и то из нова поправлено бывает; а укоризны в том нет не которые. А Аглинские [341] гости после Московского разоренья всякие товары учали продавать дороже прежнего. При прежних Государех продавали золоченое серебро в деле гривенку в три рубли, а белое и без четверти; а ныне гривенку продают в пять рублей и больше. А серебро в судех привозят не самое чисто, также и сукна привозят пред прежним хуже и поставь меньше, короче и уже и в моченьи убывает сукна много, а ценою дороже пред прежним мало не в полтора, и всякие товары пред прежним продают дорого и от того Царского Величества людем в торгех за тою дорогою ценою убыли и помешки чинят многие. И что убыло в весу денег, и Агличане больши того прибавили в цене у товаров и убыли им в деньгах нет ни которые, да и не одни Аглинские гости торгуют в Московском Государстве по прежнему, и убытков себе в деньгах никаких не сказывают».

Посол Мерик жаловался еще на то, что некоторые из прикащиков купеческих, истратив много хозяйских денег, переженилися на Руских, либо в Царскую службу приняты, в избежание платежа. [342]

В ответ на сие сделано следующее возражение:

«По Царского Величества Указу никаких иноземцов, а наипаче их Агличан на Царское имя в службу неволею не емлют и сильно никого не женят и в Московском Государстве неволею не останавливают никого. А кто бьет чехлом в службу и Царские милости и жалованья ищет, и таких Великой Государь не оскорбляет и по своему Государскому милосердому нраву ко великим иноземцам милость свою показует и от своего Царского жалованья не отгоняет. А преж сего при Царе Великом Князе Борисе Феодоровиче всея Руссии посланы в Аглинскую землю для научения Аглинскому языку и грамоте учити молодые дети Боярские, Никифор Олферьев сын Григорьев, да Софонко Кожухов (Третий назывался Казарин Давыдов, а четвертый Федор Костомаров.) с товарищи четыре человека, и ныне Царскому Величеству подлинно ведомо, что те дети Боярские в Аглинской земле задержаны неволею, а Никифорко Олферьев и веры нашея православные отступил и несведомо [343] по какой прелести и в попы стал. Или убудет над ним учинили то неволею, и Царского Величества Послы Дворянин Волынской, да Дьяк Марко Поздеев, будучи в Аглинской земле, о тех детех Боярских с думными людми говорили и их просили, и Якуб Король тех людей не отпустил, и то делается противно Государевой братской дружбе и любви».

Текст воспроизведен по изданию: Выписка из статейной книги (1621 года) английского двора, о жалобе англичан на уменьшение в России веса в серебряной монете и на принятие в царскую службу купеческих прикащиков, с боярскими на оные жалобы ответами, в которых упоминается о задержанных в Англии, отправленных туда царем Борисом Феодоровичем для наук четверых руских молодых дворян: Григорьева, Кожухова, Давыдова и Костомарова, из которых первый, переменив веру, сделался пастором // Северный архив, Часть 4. № 23. 1822

© текст - ??. 1822
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1822