ОБ УЧЕНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В ЕГИПТЕ.

Предприятия Мегмета-Али, ввести в своей земле науки, увенчались успехами. Вице-Король, убежденный в пользе систематического образования, еще в самом начале своего владычества заводил школы, но они долго были незначительны. В последствии, увидевши, что для достижения своей цели ему должно было обратиться к Европе, [281] он отправил в Италию и во Францию множество молодых Мусульман для воспитания. Между них отличался Осман Ефенди Нуреддин, который, пробывши несколько лет во Франции, сделан начальником великого Коллегиума Каф-Эль-Аина, и основал в Каире школу в 1826 году.

Г. Жомар, принимавший участие в походе в Египет в качестве инженера, и имевший поручение со стороны правительства издавать в свет открытия Египетского Института, в 1815 г., по восстановлении мира, просил пособия у Французского Консула в Александрии на счет продолжения ученых и исторических исследований, начатых во время похода. Он тогда еще угадал, чего должны были надеяться все от Мегмема-Али для раскрытия первых семян, брошенных на берегах Нила. Жомар имел в виду сделать Францию наставницею Египта, и эту классическую землю соединить с своим отечеством узами благодарности. К улучшению состояния Египта самым действительным средством почиталось образование туземцев; а Мегемет-Али от природы был склонен употребить это средство.

В бытность Османа Нуреддина во Франции, Жомар сообщил ему свой план, который и приведен был в исполнение в 1826 году. Вице-Король поручил Жомару первую миссию из сорока четырех молодых мусульман и Армян, и спустя два года этот так хорошо приготовил их, что одиннадцать молодых людей могли учиться военному искуству, Юриспруденции и Дипломатии; восьмеро морскому, инженерному и артиллерийскому искуствам; двое Медицине и Хирургии; пятеро Земледелию, Лесоводству и Натуральной Истории; четверо Химии, столько же Гидравлике и Металлургии; трое резьбе на меди и Литографии; один искуству переводить и один Архитектуре. Остальные пять человек возвратились в Египет по слабости здоровья, или неспособности. Почти в тот же год отправлены были новые воспитанники, и с 1827 [282] до 1833 год приезжало их до шестидесяти во Францию, по большей части Феллахи, из числа которых сорок назначены были для механических искуств, двенадцать для Медицины и Фармации. Недавно еще прислано семеро Ефиоплян и трое других молодых людей знатного происхождения, гак что всех воспитанников было сто четырнадцать. Из числа их почти все с пользою воспитывались во Франции и оправдали надежды своего отечества публичными испытаниями, которые выдержали большею частию отлично, так что получили ученые степени. Назовем некоторых из них. Первое место занимают в числе их Абди-Бей, президента. Государственного Совета, и Микмар-Бей, Министр Народного просвещения, равно как Гассан-Бей, Министр Морской; за ними следуют Артим-Бей и Хозрев Ефенди, Статс-Секретари Вице-Короля; Емин-Бей, Директор селитренной фабрики; Естефан Ефенди, член Государственного Совета; Шейх Беффах, Профессор Истории и Географии и Директор Института переводов; Нацхер и Мустафа Мактуци, Инженеры; Мухаммед-Бей, Профессор Математики; Мугаммед-Нази, Ахмед Нахеди и еще десятеро других профессоров Медицины в школе Каф-Эль-Аина; Гуссейн Рахеди, Директор Фармацевтической лаборатории. Для Франции выгодно было это событие тем, что распространился Французский язык, а вместе с тем и влияние Французов в Египте.

В 1827 году учреждена Медицинская школа в Абуцабеле. Другие школы образовались постепенно; но они сначала не имели определенного устройства и зависели от различных Министров. Между тем недостаток связи между ними и системы был полезен для их цели особенно потому, что возбуждал соревнование. Не должно однакож забывать, что Египтяне, при первоначальном устроении школ, не одобряли нововведений Вице-Короля, и даже не редко родители сами изувечивали детей своих, чтобы не допустить их до принятия в школы. [283] Несмотря на то, воспитанники в учебных заведениях получали не только жилище, пищу и одежду, но и жалованье, и, по выходе из школ, приобретают звания выше того, в котором были прежде. В последствии, родители поняли существенные выгоды воспитания, и меньше им тяготились. Когда наконец школы, получивши твердое устройство, принесли первые плоды; тогда увидели их важность и подчинили их управлению особенного министерства. Министерство народного просвещения разделило школы на три разряда: на первоначальные школы приготовительные и частные. Первоначальные школы учреждены в провинциях; в Нижнем Египте их числом сорок, а в Верхнем двадцать шесть. В каждой из них по 100 учеников, от 8 до 12 лет. Ученики остаются тут три года и каждогодно их число возобновляется третьею долей. Они учатся тут начальным основаниям Арабского языка и Арифметики. Из первоначальных школ поступают в приготовительные, из которых одна, самая большая в Абуцабеле, после того, как обширное здание, где она была прежде, отдано для центрального госпиталя и медицинской школы; другая находится в Александрии. В этих двух школах обучаются Турецкому языку, основаниям Математики, Географии, Истории, рисованью и пр. Воспитанники остаются здесь на четыре года, и число их возобновляется каждый год четвертою долей.

К числу частных школ принадлежат Политехническая школа, училища артиллерийское, кавалерии, инфантерии, школы медицины, ветеринарная, земледелия, языков, музыки, искуств и ремесл. В Египте девять тысяч учеников. Кроме жилища, пищи и платья, они получают жалованье; спят на железных кроватях, снабженных соломенными туфяками и матрацов; едят два раза в день, в одиннадцать часов утра и спустя час после заката солнечного. Преподавание расположено по часам. Жалованья ученики первоначальных школ получают в первый год по 5 пиастров (1 франк и 25 сантимов), [284] в месяц, во второй год 10 пиастров, в третий 15. Ученики приготовительных школ получают в первый год 20 пиастров, во второй 25, в третий 30, в четвертый 35. Воспитанникам частных учебных заведений дается в первый год 40, во второй 50, в третий 00, в четвертый 70 пиастров. (Не смеем ручаться за достоверность этого Французского известия.)

Текст воспроизведен по изданию: Об ученых заведениях в Египте // Москвитянин, № 3. 1841

© текст - Погодин М. П. 1841
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1841