№ 94

Изложение письма Далай-ламы, приложенное к депеше М. С. Щекина от 5 июля 1910 г.

1. Лянь Юй и другие вошли в минувшем году с докладом по вопросу о проведении новых реформ в Тибете, причем им было ассигновано [152] свыше миллиона лань серебра на устройство китайско-тибетской школы, учреждение газетной редакции, оборудование госпиталя и типографии; из этой суммы ими по настоящее время израсходовано не более 200 тысяч лань. Что касается сооружения солдатских казарм, то все необходимые материалы, рабочих и проч. предписано было доставить населению, которому по казенной оценке уплачено было всего 10 тыс. лань. Кроме того, на население налагаемы были в крупном размере штрафы, взысканы были акцизные сборы с вина, соли и проч., все эти суммы сановник Лянь полностью положил в свой карман.

2. Из провинции Сычуань посланы были войска, в количестве 2000 человек, для несения полицейской службы в открытых для иностранной торговли пунктах Тибета. Чиновники и прочее население, опасаясь вздорожания риса и прочих зерновых продуктов и связанных с этим затруднений для беднейшей части населения, предвидя возможность столкновений из-за взаимного непонимания языка и считая поэтому более целесообразным иметь полицию из тибетцев, неоднократно обращались к сановнику Ляню с просьбой о замене китайской полиции туземной, но названный сановник, не ограничившись неудовлетворением возбужденного ходатайства, силой отобрал из казначейства хранившееся там оружие и стал решать все касающиеся местных нужд дела самолично, без участия китайских и тибетских чиновников. Кроме того, им были в несколько раз увеличены натуральные подорожные повинности в виде поставки лошадей, конюхов и т.п. Благодаря таким мерам положение населения сделалось столь безвыходным, что, по имеющимся слухам, оно начало разбегаться.

3. Войска Сычуаньской провинции, при вступлении своем в Тибет, в м[естечке] Кан-ба убивали встречавшееся по пути население и сжигали жилища частных лиц и кумирни. По прибытии в Тибет они без всякой причины убили несколько человек из числа тибетских полицейских. Конвойные сановники Ляня также без всякой причины схватили князя Пын кантай-цзы и подвергли его ужасным истязаниям, а также убили его слуг; они же убили казначея Чу-ань-гуань-цзя-муян, его слуг и лошадей, также силою заняли дом Ка-луна (члена верховного совета) и уничтожили всю находившуюся в нем обстановку. В это время население было столь раздражено всем происходящим, что положение сделалось прямо-таки невыносимым, причем, если бы Далай-Лама не принял со своей стороны меры к подавлению народного гнева, возникновение беспорядков представлялось бы неизбежным. Далай-Лама же обратился к тибетскому населению с такого рода увещанием: «Тибет издавна считался буддийским государством, в котором во всех делах выше всего ставились милосердие и сострадание, поэтому воздержитесь от беспорядков». Население неоднократно [153] подавало Лянь Юйю коллективные петиции, но на них он не обращал ни малейшего внимания.

4. Подобный насильственный образ действия Лянь Юйя и связанное с этим опасение возникновения беспорядков побудили Далай-Ламу передать заведование делами казначейства Га-лэ-дань-чи-ба, сам же он решил морским путем выехать в Пекин и на аудиенции у Императора представить доклад о положении дела в Тибете. 10-го числа первой луны (т.е. 6 февраля 1910 года) он прибыл в м[естечко] Па-кэли. Командир отряда в Цзин-си и комиссар уговаривали его остаться временно в Цзин-си, пока тибетцы и китайцы не придут к какому- либо соглашению, а затем вернуться в Тибет; кроме того, они прибавили, что дальность расстояния делает поездку в Пекин излишней. Далай-Лама на это согласился и временно остался на жительство в Цзин-си. Между тем сановник Лянь Юй послал вдогонку за ним солдат, которые но пути убивали народ и сжигали кумирни. Услышав об этом, Далай-Лама вернулся к своему прежнему намерению отправиться в Пекин, но, доехав до английской границы, узнал, что Лянь Юй представил против него лживый обвинительный доклад, в силу которого он был лишен сана и сравнен с обыкновенными смертными. Тогда он отправил в Вай-у-бу подряд семь телеграмм, на которые, однако, не получил никакого ответа, и, не считая более удобным ехать в Пекин, поселился в Дарчжилине.

5. После отъезда Далай-Ламы сановник Лянь Юй с войсками явился в Лош-бу-лин-ган 1 и казначейство и, произведя проверку всего в них находившегося, опечатал их. Кроме того, он послал солдат в количестве 50 человек в Накчу, где они пересчитали и опечатали хранимые Далай-Ламой предметы, при этом конфисковали 10 ружей и 8 сабель.

6. Сановник Чжао-эр-фын и начальник отряда Чжун [Ин] в местечке] Кан-ба грабили имущество, убивали население, жгли кумирни, подвергали смерти духовных лиц; они же перелили медные изображения будд в медную монету и боевые снаряды, а также бросили в грязь и навоз священные книги буддистов. От Да-цзянь-лу до Тибета они сожгли свыше тысячи кумирень и частных зданий, убили духовных и светских лиц свыше 1100 человек, ограбили наличными деньгами на сумму 142 200 лань серебра, унесли с собою 3500 даней ячменя. Пострадавшее население вопиет к небу повсюду, и положение его представляется во всех отношениях печальным и заслуживающим сострадания.

АВПРИ, ф. Китайский стол, оп. 491, д. 1458, л. 110-111 и об. Перевод с китайского, современный подлиннику.


Комментарии

1. Лош-бу-лин-ган — склад оружия и боеприпасов.