№ 47

1906 г. февраля 1. — Письмо министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа Далай-ламе с изложением тибетской политики Англии и заверением, что будет обеспечена безопасность Первосвященника при его возвращении в Тибет

Проект письма Далай-Ламе,

Верховному главе тибетского народа,

Далай-Ламе, Хранителю Всесовершенной Религии

Приветствие

Вследствие выраженного желания посланцем Вашего Преосвященства Агваном Доржиевым ознакомиться с точным содержанием обязательства великобританского правительства, данного России относительно Тибета, Императорское Министерство иностранных дел имеет честь уведомить Вас, что в письме английского Министра иностранных дел на имя российского посла в Лондоне от 20 мая 1904 года обязательство это изложено в следующей форме:

«Ваше Превосходительство спрашивали меня в недавней беседе, изменило ли сопротивление, оказанное английской экспедиции в Тибете, политику Великобритании относительно этой страны сравнительно с тем, как она изложена в телеграмме индийского правительства от 6 ноября 1903 года. [80]

Правительство Его Величества заявило в означенной телеграмме, что, соглашаясь на движение экспедиции полковника Юнгхесбанда (Янгхасбенда) в Гиантце (Гьянцзе), оно придерживается вполне определенно того мнения, что шаг этот не должен повести к занятию Тибета или постоянному вмешательству в тибетские дела.

Оно заявило, что движение предпринимается ради единственной цели получения удовлетворения и что по получении такового экспедиция удалится. Оно прибавило, что не намерено учредить постоянное представительство в Тибете и что вопрос о получении торговых преимуществ в этой стране будет рассмотрен в смысле решения изложенного в телеграмме.

Я ныне могу заявить, что правительство Его Величества продолжает держаться названной политики, хотя очевидно их образ действия будет в известной степени зависеть от поведения самих тибетцев и что правительство Его Величества не может поручиться, что оно ни в каком случае не отступит от политики, ныне принятой. Оно желает, однако, подтвердить самым решительным образом, что, пока никакая другая держава не будет стремиться вмешаться в дела Тибета, великобританское правительство не сделает попыток ни к присоединению этой страны, ни к установлению над нею протектората, ни к вмешательству в его внутреннее управление» 1.

Из содержания сказанного документа Вы можете убедиться в том, что уверения, данные великобританским правительством, имеют вполне положительный и определенный характер, служа в известной степени гарантиею сохранения Тибетом политической независимости.

Что касается выраженного Вами беспокойства относительно предстоящего путешествия, то, как Вам известно, российскому посланнику в Пекине было поручено объясниться с китайским правительством с целью добиться гарантий Вашей безопасности в пути. В ответном письме, адресованном действительному с[татскому] с[оветнику] Покотилову, князем Цином прямо заявлено, что китайское правительство, желающее скорейшего Вашего возвращения в Тибет, признает за собою обязанность командировать возможно сильный военный отряд для Вашей охраны и сопровождения и что Вашему Преосвященству не должно беспокоиться и сомневаться о своей судьбе.

Такое заявление китайского правительства российскому представителю налагает на него нравственное обязательство соблюдать данное обещание и служить, по мнению Министерства иностранных дел, достаточным обеспечением Вашей безопасности.

Николай 11 утвердил проект письма, начертав собственной рукой: «Согласен». Царское Село, 1 февраля 1906 г.

АВПРИ, ф. Китайский стол, оп. 491, д. 85, л. 22-24. Подлинник.


Комментарии

1. Однако правительство Великобритании не выполнило этих заверений и грубо вмешалось во внутренние дела Тибета, совершив вооруженное вторжение и захватив в начале августа 1904 г. Лхасу. В результате этой вооруженной агрессии Тибету была навязана Лхасская конвенция, по которой он по существу превращался в протекторат Великобритании.